Дело № 2-276 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 июня 2011 года г. Шимановск (полный текст решения изготовлен 07 июня 2011 года) Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Ли К.Ю., представителя ответчика - администрации Чагоянского сельсовета Шимановского района Васильевой М.Ю., действующей по должности, представителя администрации Шимановского района Булгакова Р.А., действовавшего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Шарпаева О.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Кошелевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Чагоянского сельского совета Шимановского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Чагоянского сельского совета о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия. В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований и суду показала, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при <адрес> ФИО3. В ходе проверки установлено, что в соответствии с должностными обязанностями сотрудниками отделения надзорной деятельности по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области осуществляется контроль за исполнением Правил пожарной безопасности на территории муниципальных образований Шимановского района. Проведенной ОГПН (в настоящее время ОНД) по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году проверкой установлены нарушения правил пожарной безопасности на территории Чагоянского сельского совета Шимановского района. Так на территории Чагоянского сельсовета расстояние от границ застройки сельских поселений до лесных массивов менее 15 метров, сельский населенный пункт с. Чагоян (левый берег) не обеспечен переносной пожарной мотопомпой, предназначенной для целей пожаротушения, вокруг населенного пункта Чагоян частично отсутствует минерализованная полоса. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, в адрес Главы Чагоянского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено предписание об устранении выявленных нарушений №. В отсутствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой исполнения ранее выданного предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведенной ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в Чагоянском сельсовете ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). Так, на момент проверки на территории Чагоянского сельсовета по прежнему расстояние от границ застройки сельских поселений до лесных массивов менее 15 метров, сельский населенный пункт с.Чагоян ( левый берег ) не обеспечен переносной пожарной мотопомпой предназначенной для целей пожаротушения, вокруг населенного пункта Чагоян частично отсутствует минерализованная полоса. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 того же Федерального закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно приложению № п. 5 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15м. В нарушение вышеназванных требований администрацией Чагоянского сельсовет мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования Iосуществляются. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в граница муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложены полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. Просит признать бездействие администрации Чагоянского сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 313, приложения № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 незаконным. Обязать администрацию Чагоянского сельсовета Шимановского района обеспечить выполнения « противопожарного разрыва » от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров, сельский населенный пункт с.Чагоян (левый берег) обеспечить переносной пожарной мотопомпой предназначенной для целей пожаротушения, вокруг населенного пункта Чагоян выполнить в полном объеме минерализованную полосу. Указанные требования исполнить в срок не свыше 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика - администрации Чагоянского сельсовета Васильева М.Ю. с исковыми требованиями прокурора Шимановского района согласна частично, суду показала, что по мере возможности нарушения ППБ будут устранены. С исковыми требованиями согласна частично, а именно по приобретению второй мотопомпы она не согласна, так как у них в селе расположено 170 дворов. Она лично решила, что мотопомпа должна находиться на правом берегу, на левом берегу проживает 17 человек, расстояние от береговой линии до застройки 300 м. Это нецелесообразно, так как высота всасывания составляет 8 метров, а скважина 18 метров, при бурении скважины идет только скала. По границам застройки проходит дорога. Она не согласна со второй мотопомпой. У них дефицит бюджета 5% средств, которые поступают в администрацию. Пожарный разрыв она не может сделать, так как деревья она не может выпилить, лес принадлежит гослесфонду, но с этими требованиями она согласна, она может это сделать только с разрешения определенных структур. Представитель администрации Шимановского района Булгаков Р.А. с требованиями прокурора Шимановского района согласен частично, суду показал, что согласно правил, в с. Чагоян должна быть одна мотопомпа, так как в соответствии с картами с. Чагоян не разделено на два населённых пункта и считается одним населенным пунктом, Исковые требования просит удовлетворить частично, а именно удовлетворить в части выполнения «противопожарного разрыва» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров, и вокруг населенного пункта Чагоян выполнить в полном объеме минерализованную полосу. Срок должен быть обоснованным, поэтому просит увеличить срок исполнения вышеуказанных работ. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району Шарпаев О.А. суду пояснил, что проведённой проверкой на территории с. Чагоян Шимановского района были выявлены нарушения соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Чагоянского сельского совета Шимановского района, а именно: расстояние от границ застройки сельских поселений Чагоянского сельсовета до лесных массивов менее 15 метров; сельский населённый пункт с. Чагоян (левый берег р. Зея) не обеспечен переносной пожарной мотопомпой, предназначенными для целей пожаротушения; вокруг населенного пункта с. Чагоян частично отсутствует минерализованная полоса. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, в адрес главы Чагоянского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено Предписание об устранении выявленных нарушений №. В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего момента вышеуказанные нарушения администрацией Чагоянсчкого сельсовета не устранены. Считает, что иск прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Чагоянского сельсовета подлежит удовлетворению. Он при вынесении представления основывался по приобретению второй мотопомны в связи с географическими особенностями данного населённого пункта, т.е. в виду того, что его разделяет река и в межсезонье перевезти мотопомпу на второй берег будет проблематично. В нормах ППБ 1 мотопомна положена на 300 усадеб. Он знает, что фактически населённый пункт Чагоян обеспечен мотопомпой согласно положенности, однако приобретение второй мотопомны целесообразно из-за того, что село расположено на двух берегах р. Зея. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Шарпаевым О.А. для исполнения главе Чагоянского сельсовета Васильевой М.Ю., в период с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 16.00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка территории Чагоянского сельсовета по адресам: Амурская область, Шимановский район, с. Чагоян и выявлен ряд нарушений. Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: обеспечить администрацию Чагоянского сельсовета Шимановского района обеспечить выполнения «противопожарного разрыва» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров, сельский населенный пункт с. Чагоян (левый берег) обеспечить переносной пожарной мотопомпой, предназначенной для целей пожаротушения, вокруг населенного пункта Чагоян выполнить в полном объеме минерализованную полосу. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Из акта № внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Чагоянского сельсовета на предмет выполнения предписания № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В данном случае бездействие со стороны администрации Чагоянского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности, при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества. В судебном заседании представителем истца - помощником прокурора Ли К.Ю. заявлены исковые требования об обеспечении переносной пожарной мотопомпой левого берега с. Чагоян. Согласно п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Как установлено в судебном заседании в с. Чагоян Шимановского района усадеб 170, т.е. не более 300, с. Чагоян не разделено на два населённых пункта и является одним населенным пунктом. Также в судебном заседании установлено, что в с. Чагоян уже имеется переносная пожарная мотопомпа. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в исковых требованиях прокурору Шимановского района в обеспечении переносной мотопомпы с Чагоян следует отказать. Также суд приходит к выводу, что требования прокурора Шимановского района о признании бездействий администрации Чагоянского сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п. 31, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приложения № п. 5 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-8 следует признать незаконными. Обязать администрацию Чагоянского сельсовета Шимановского района произвести «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений Чагоянского сельсовета до лесных массивов не менее 15 метров, вокруг населенного пункта Чагоян выполнить в полном объеме минерализованную полосу. Представители ответчика просили увеличить срок для устранения нарушений до пожароопасного периода, а именно до 01 октября 2011 года. Помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. в судебном заседании не возражает, чтоб срок для устранения нарушений был увеличен. С учетом объема, характера и затрат для выполнения вышеуказанных работ, а также учитывая и то, что жизнь и безопасность людей является высшей ценностью, суд полагает необходимым обязать администрацию Чагоянского сельсовета Шимановского района в срок до 01 октября 2011 года включительно устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить частично. Признать бездействие администрации Чагоянского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности: пунктов 31, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 пункта 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Чагоянского сельского совета Шимановского района Амурской области: выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений - вокруг населенного пункта Чагоян выполнить в полном объеме минерализованную полосу в срок до 01 октября 2011 года. В остальной части заявленных исковых требований прокурором Шимановского района отказать. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня его провозглашения. Председательствующий:
Чагоянского сельсовета до лесных массивов не менее 15 метров в срок до 01 октября
2011 года;