Дело № 2-281 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2011 года г. Шимановск (полный текст решения изготовлен 05 июня 2011 года) Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Ли К.Ю., представителя ответчика - администрации Малиновского сельсовета Шимановского района Герасименко Т.П., действующей по должности, представителя администрации Шимановского района Булгакова Р.А., действовавшего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Шарпаева О.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Кошелевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Малиновского сельского совета Шимановского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Малиновского сельского совета о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия. В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду показал, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от 04.04.2011 №7/2-58/1-2011 была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён 22.03.2011 года председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области Капканщиковым В.О.. В ходе проверки установлено, что в соответствии с должностными обязанностями сотрудниками отделения надзорной деятельности по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области осуществляется контроль за исполнением Правил пожарной безопасности на территории муниципальных образований Шимановского района. Проведенной ОГПН (в настоящее время ОНД) по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году проверкой установлены нарушения правил пожарной безопасности на территории Малиновского сельского совета Шимановского района. Так в с. Раздольное, с. Малиновка Малиновского сельсовета отсутствует теплый пожарный водоём для целей пожаротушения объемом не менее 100 метров кубических, сельские населенные пункты Раздольное, Малиновка не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, расстояние от границ застройки сельского поселения Раздольное до лесного массива менее 15 метров. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, в адрес главы Малиновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено Предписание, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. проверкой исполнения ранее выданного Предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведенной ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в Малиновским сельсовете ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, указанные в предписании не устранены (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). Так, на момент проверки на территории Малиновского сельсовета по прежнему отсутствует теплый пожарный водоем для целей пожаротушения объемом не менее 100 метров кубических, сельские населенные пункты с. Раздольное, с. Малиновка не обеспечены переносными пожарными мотопомпами расстояние от границ застройки сельского поселения Раздольное до лесного массива менее 15 метров. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 того же ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно приложению № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15м. В нарушение вышеназванных требований администрацией Малиновского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляются. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В части заявленных прокурором Шимановского района требований об обязывании администрации Малиновского сельсовета Шимановского района обеспечить на территории сельсовета наличие теплых пожарных водоёмов для целей пожаротушения объемом не менее 100 метров кубических он отказывается. Просит суд признать бездействие администрации Малиновского сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, приложения № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 незаконным. Обязать администрацию Малиновского сельсовета Шимановского района обеспечить на территории сельсовета сельские населенные пункты с. Раздольное, с. Малиновка обеспечить переносными пожарными мотопомпами, выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельского поселения с. Раздольное до лесного массива не менее 15 метров. Указанные требования исполнить в срок не свыше 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Учитывая, что в предписании было указано, что необходимо обеспечить село Раздольное тёплым пожарным водоемом для целей пожаротушения не менее 100 м. куб а согласно требованиям ППБ и СНиП для села Раздолного это требование необоснованно она снимает требование о возложении обязанности обеспечить на территории сельсовета Малиновского наличие теплых пожарных водоемов, т.к. с. Малиновка в предписании указано не было. Представитель ответчика - администрации Малиновского сельсовета Герасименко Т.П. согласна с исковыми требованиями прокурора Шимановского района, суду показала, что по мере возможности нарушения ППБ будут устранены. Просит увеличить срок для выполнения указанных работ до четырех месяцев. Представитель администрации Шимановского района Булгаков Р.А. с требованиями прокурора Шимановского района согласен, суду показал, что по мере возможности вышеуказанные нарушения будут устранены. Просит увеличить срок исполнения требований, хотя бы до пожароопасного периода, т.е. до 4 месяцев. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Шарпаев О.А. суду пояснил, что проведённой проверкой на территории с. Малиновка Шимановского района были выявлены нарушения соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, а именно: сельские населенные пункты с. Раздольное, с. Малиновка не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, не выполнен «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров. Требования представителя истца об оборудовании тёплого пожарного водоёма для целей пожаротушения объемом не менее 100 м. куб. считает необъективным, так как этого требования не было в предписании, поскольку в с. Раздольное проживает менее 50 человек и поэтому теплый пожарный водоем не требуется, а в с. Малиновка теплый пожарный водоем не требуется, так как имеется естественный водоем; Также считает, что требования по п.21 Правил пожарной безопасности по очистке сухой растительности необъективным, так как на данный период времени появилась зеленая растительность, трава. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Малиновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено предписание об устранении выявленных нарушений №. В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Однако в настоящее время вышеуказанные пункты предписания Главой Малиновского сельсовета не выполнены. Считает, что иск прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Малиновского сельсовета подлежит удовлетворению. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Шарпаевым О.А. для исполнения главе Малиновского сельсовета Герасименко Т.П., в период с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 16.00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка территории и объектов Малиновского сельсовета по адресам: Амурская область, Шимановский район, с. Малиновка, с. Раздольное. Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения объемом не менее 100 м.куб.; сельские населенные пункты с. Раздольное, с. Малиновка обеспечить переносными пожарными мотопомпами, выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельского поселения с. Раздольное до лесного массива не менее 15 метров. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Из акта № внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Малиновского сельсовета на предмет выполнения предписания № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности указанные в п.п. 2,3 предписания. В данном случае бездействие со стороны администрации Малиновского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ли К.Ю. отказалась от исковых требований в части обязать администрацию Малиновского сельсовета Шимановского района обеспечить на территории сельсовета наличие тепловых пожарных водоемов для целей пожаротушения объемом не менее 100 метров кубических. При этом суд, на основании ст. 39 ГПК РФ, принимает отказ прокурора Шимановского района от исковых требований в части обязать администрацию Малиновского сельсовета Шимановского района обеспечить на территории сельсовета наличие тепловых пожарных водоемов для целей пожаротушения объемом не менее 100 метров кубических, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района, признать бездействие ответчика администрации Малиновского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 п. 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Малиновского сельского совета Шимановского района обеспечить сельские населенные пункты с. Раздольное и с. Малиновка переносными пожарными мотопомпами и выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельского поселения с. Раздольное до лесных массивов не менее 15 метров. Помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. просила на администрацию Малиновского сельсовета возложить обязанность обеспечить сельские населенные пункты с. Раздольное и с. Малиновка переносными пожарными мотопомпами и выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельского поселения с. Раздольное до лесных массивов не менее 15 метров в срок не свыше 3 месяцев. Представители ответчика просили увеличить срок, для устранения нарушений до пожароопасного периода, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Исследовав в судебном заседании решение Малиновского сельского совета народных депутатов Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете администрации Малиновского сельсовета Шимановского района на 2011 год», с учетом объема, характера и затрат для выполнения вышеуказанных работ, а также учитывая и то, что жизнь и безопасность людей является высшей ценностью, суд полагает необходимым обязать администрацию Малиновского сельсовета Шимановского района в срок до 01 октября 2011 года включительно устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить в полном объёме. Признать бездействие администрации Малиновского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности: пунктов 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 пункта 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Малиновского сельского совета Шимановского района Амурской области: - обеспечить сельские населённые пункты с. Раздольное и с. Малиновка переносными пожарными мотопомпами и выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельского поселения с. Раздольное до лесных массивов не менее 15 метров в срок до 01 октября 2011 года. В остальной части заявленных прокурором Шимановского района требований дело производством прекратить в связи с отказом истца от части исковых требований, разъяснив истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий: