решение от 07 июня 2011 года по делу № 2-279 по иску прокурора к администрации с. Петруши о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шимановск                                                                                                               07 июня 2011 года                                                                    (полный текст решения изготовлен 11 июня 2011 года)

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Ли К.Ю.,

представителя ответчика - администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района Залозного Г.М., действующего по должности,

представителя администрации Шимановского района Булгакова Р.А., действовавшего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Степанюка Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кошелевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Свободнотрудского сельского совета о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия.

В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований и суду показала, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области Капканщиковым В.О.. В ходе проверки установлено, что в соответствии с должностными обязанностями сотрудниками отделения надзорной деятельности по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области осуществляется контроль за исполнением Правил пожарной безопасности на территории муниципальных образований Шимановского района. Проведенной ОГПН (в настоящее время ОНД) по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году проверкой установлены нарушения правил пожарной безопасности на территории Петрушинского сельского совета Шимановского района. Так на территории Петрушинского сельсовета отсутствует теплый пожарный водоем объемом не менее 100 метров кубических для целей пожаротушения в с. Петруши, с. Базисном и ст. Петруши, расстояние от границ застройки сельских поселений с Базисное и с. Случайное до лесных массивов менее 15 метров, в населённых пунктах с. Случайное и ст. Петруши отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, в адрес главы Петрушинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений . В соответствии с указанным Предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой исполнения ранее выданного Предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведенной ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в Петрушинского сельсовете ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ ). Так, на момент проверки на территории Петрушинского сельсовета по прежнему отсутствует теплые пожарные водоемы объемом не менее 100 метров кубических для целей пожаротушения расстояние от границ застройки сельских поселений до лесных массивов менее 15 метров, в с. Базисное и с. Случайное отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 того же Федерального закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 31, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно приложению № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15м. В нарушение вышеназванных требований администрацией Петрушинского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляются. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит признать      бездействие      администрации      Петрушинского сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п.31, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, приложения № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 незаконным. Обязать администрацию Петрушинского сельсовета Шимановского района обеспечить обустройство теплых пожарных водоемов в с.с. Петруши, Базисное и ст. Петруши объемом не менее 100 метров кубических для целей пожаротушения, выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров а также приобрести т.е. обеспечить переносными пожарными мотопомпами с. Случайное и с. Базисное. Указанные требования было указано исполнить в срок не свыше 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, однако она просит по срокам исполнения принять суд решение на усмотрение суда..

Представитель ответчика - администрации Петрушинского сельсовета Залозный Г.М. согласен с исковыми требованиями прокурора Шимановского района. В настоящее время выполнение полностью требований не возможно в виду отсутствия финансирования. Однако в следующем году возможно будет предусмотреть и заложить деньги на данные мероприятия. Мотопомны возможно будет приобрести примерно в январе 2012 года а теплые пожарные водоёмы только в теплый период времени, когда оттает земля. В связи с этим он просит указать сроки по выполнению мероприятий на следующий год, т.к. в текущем году их невозможно выполнить.

         Представитель администрации Шимановского района Булгаков Р.А. с требованиями прокурора Шимановского района согласен, суду показал, что он также поддерживает главу администрации Петрушинского сельсовета по срокам исполнения, т.к. в указанные сроки исполнить фактически не возможно а неисполнение решения суда предусматривает уголовную ответственность.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Степанюк Е.А. суду пояснил, что проведённой проверкой на территории Петрушинского сельсовета Шимановского района были выявлены нарушения соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, а именно: не оборудованы тёплым пожарным водоёмом для забора воды в любое время года для целей пожаротушения объёмом не менее 100 м. куб. <адрес>, Базисное и ст. Петруши; не выполнен «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров в селах Случайное и Базисное, населённые пункты <адрес> и ст. Петруши не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Петрушинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено предписание об устранении выявленных нарушений . В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Однако в настоящее время вышеуказанные пункты предписания администрацией Петрушинского сельсовета не выполнены. Считает, что исковые требования прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Петрушинского сельсовета подлежат удовлетворению в полном объёме. По срокам выполнения он согласен с главой, что выполнить их в трёхмесячный срок невозможно.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утверждёнными приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ и введёнными в действие с ДД.ММ.ГГГГ (РГ.2003.4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Согласно ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение и ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Ст. 3 данного закона предусматривает что, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В ст. 19 отражено, что, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС ), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС , органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители.

Согласно п. 10 Приказа МЧС , должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

<данные изъяты>

Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Суд принимает отказ помощника прокурора Шимановского района Ли К.Ю. о признании незаконными бездействия прокурора Шимановского района по выполнению п. 21 ППБ по очистке территории от сухой растительности в виду того, что в настоящее время данный пункт выполнен.

Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: оборудовать тёплые пожарные водоёмы для забора воды в любое время года для целей пожаротушения объемом не менее 100 м.куб. в с. Базисное, ст. Петруши и с. Петруши; расстояние от границ застройки сельских поселений Петрушинского сельсовета а именно в с. Случайное и Базисное до лесных массивов выполнить не менее 15 метров. Срок устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности установлен до ДД.ММ.ГГГГ. На данном документе имеется отметка о получении ДД.ММ.ГГГГ главой Петрушинского сельского совета Василевской Т.А. копии предписания.

Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении.

Из акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Петрушинского сельсовета на предмет выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

С доводами главы Петрушинского сельского совета о том, что меры по противопожарной безопасности проводятся суд соглашается, однако вместе с тем, в исковых требованиях прокурор Шимановского района не просит признать бездействия со стороны администрации главы Петрушинского сельского совета по выполнению мер противопожарной безопасности в целом, а указывает на нарушение определённых пунктов ППБ.

В данном случае бездействие со стороны администрации Петрушинского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности указанных прокурором при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района, признать бездействие ответчика администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 п. 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Петрушинского сельского совета Шимановского района оборудовать теплые пожарные водоёмы для забора воды в любое время года для целей пожаротушения объемом не менее 100 м. куб., также выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров и обеспечить переносными пожарными мотопомпами.

Помощник прокурора Шимановского района Ли К.Ю. просила на администрацию Петрушинского сельсовета возложить обязанность обеспечить обустройство теплых пожарных водоемов объемом не менее 100 метров кубических для целей пожаротушения в с.с. Петруши, ст. Петруши и Базисное, выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров и обеспечить переносными пожарными мотопомпами с. С. Случайное и Базисное. По срокам исполнения было указано требования исполнить в срок не свыше 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу или в иной разумный срок..

Согласно СНиП 2.04.02-84 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населённых пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Согласно примечания допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей, (резервуаров, водоёмов) с учетом требований п.п. 9-27-33 для: населённых пунктов с числом жителей до 5 тысяч чел.; отдельно стоящих зданий до 1000м3, расположенных в населённых пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода. В соответствии с п. 9.9 емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды.

В СНиП и ППБ не указано о тёплом пожарном водоёме. Таким образом, суд считает что требования прокурора подлежат удовлетворению с указанием не теплого водоёма, а водоема или емкости защищённой от замерзания воды.

Представители ответчика просили увеличить срок, для устранения нарушений до пожароопасного периода, а именно до февраля 2012 года. Суд находит данное ходатайство обоснованным, так как для согласования вопроса о выполнении противопожарного разрыва от границ застройки сельских поселений до лесного массива, т.е. выпиливания лесных насаждений потребуется согласование с иными ведомствами а также и то, что заготовка леса производится в зимний период времени в связи с чем потребуется определённое время. Также суд принимает во внимание, что бюджет данного сельсовета дотационный и на изыскание средств на приобретение ёмкостей и мотопомп потребуется время.

Исследовав в судебном заседании предоставленное стороной ответчика решение Петрушинского сельского совета народных депутатов Амурской области № 93 от 29.12.2010 года «О сельском бюджете на 2011 год», с учетом мнения сторон, а также с учётом объема, характера и затрат для выполнения вышеуказанных работ, а также учитывая и то, что жизнь и безопасность людей является высшей ценностью, суд полагает необходимым обязать администрацию Петрушинского сельсовета Шимановского района в срок до 01 февраля 2012 года включительно устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                                     РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить в полном объёме.

Признать бездействие администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности: пунктов 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 пункта 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным.

Обязать администрацию Петрушинского сельского совета Шимановского района Амурской области:

- обеспечить обустройство водоема или емкости защищённой от замерзания воды. объёмом не менее 100 метров кубических для целей пожаротушения в с.с. Петруши, ст. Петруши, Базисное и выполнить «противопожарный разрыв» от границ застройки сельских поселений с. Случайное и с. Базисное до лесных массивов не менее 15 метров, а также обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения с. с. Случайное и ст. Петруши в срок до 01 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: