Дело № 2-282/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июня 2011 г. г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области: в составе председательствующего судьи - Белогрудовой С.А., при секретаре - Тимченко Е.В., с участием истца помощника прокурора Шимановского района - Лебедева Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Амурской области в интересах неопределнного круга лиц к администрации Береинского сельсовета Шимановского района о признании бездействии органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: В Шимановский районный суд <адрес> с настоящим иском обратился прокурор <адрес>, в обосновании своих требований указал, следующее. На основании Поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утвержден 22.03.2011 г. председателем комиссии по чрезвычайным ситуация и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области Капканщиковым В.О. В ходе проверки установлено, что в соответствии с должностными обязанностями, сотрудниками отделения надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> осуществляется контроль за исполнением Правил пожарной безопасности на территории муниципальных образований <адрес>. Проведенной ОГПН (в настоящее время ОНД) по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> в 2010 году проверкой установлены нарушения Правил пожарной безопасности на территории Береинского сельского совета Шимановского района. Так, на территории Береинского сельсовета расстояние от границ застройки сельского поселения до лесных массивов менее 15 метров, сельский населенный пункт с. Берея не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. По результатам проверки, ОГПН по <адрес> и <адрес> виновное должностные лица привлечены к административной ответственности в адрес главы Береинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено Предписание об устранении выявленных нарушений №. В соответствии с указанным Предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ Проверкой исполнения ранее выданного Предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведенной ОНД по <адрес> и <адрес> в Береинском сельсовет ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). Так, на момент проверки на территории Береинского сельсовета по прежнему расстояние от границ застройки сельского поселения до лесных массивов менее 15 метров, сельский населенный пункт с. Берея не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального закона 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 вышеназванного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружении и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно приложению № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров. В нарушение вышеназванных требований администрацией Береинкого сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляются. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни, здоровья граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законов интересов граждан, неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35-ФЗ «О прокуратуре», ст.ст. 131-132 ГПК РФ просит признать бездействия администрации Береинскаого сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, приложения № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 незаконным. Обязать администрацию Береинского сельсовета Шимановского района произвести очистку территории сельсовета от сухой растительности, обеспечивая расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров, обеспечить сельский населенный пункт с. Берея переносной мотопомпой для целей пожаротушения. Указанные требования исполнить в срок не свыше 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лебедев Д.С. просил суд исковые требования удовлетворить, по тем же основаниям, которые изложены в исковом заявлении, при этом добавил, что нарушение Правил пожарной безопасности администрация Береинского сельсовета допускает на протяжении последних 2-3 лет, их постоянно наказывают в административном порядке, выносят предписания, взыскивают штрафы, но результатов нет. В судебное заседание ответчик представитель Береинского сельсовета и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по <адрес> в лице Отделения государственного пожарного надзора по <адрес> и <адрес> не прибыли, о месте и времени судебного заседания извещены заблаговременно, надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствии, при таких обстоятельствах с учётом предписания ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, изучив нормы материального права, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении. Судом установлено, что на территории Береинского сельсовета расстояние от границ застройки сельского поселения до лесных массивов менее 15 метров, сельский населенный пункт с. Берея не обеспечен переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования и непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни, здоровья граждан, а также порче имущества как жителей с. Берея, так и всех жителей муниципального образования администрации Береинского сельского совета, что, по мнению суда, даёт прокурору право на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Права и свободы граждан согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. С учётом требований ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. С учётом требований ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. С учётом требований п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС № 381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. В силу п. 10 Приказа МЧС № 381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Шарпаевым О.А. для исполнения главе Береискного сельсовета Смолич З.И. в период с 09 часов ДД.ММ.ГГГГ по 16.00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка территории, Береинского сельсовета по адресу: <адрес>. Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. На основании п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Из приложения № 1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 следует, что расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального закона 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: произвести очистку территории населённого пункта, от сухой растительности обеспечивая расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров; сельский населенный пункт с. Берея обеспечить переносной мотопомпой для целей пожаротушения. Срок устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности установлен до ДД.ММ.ГГГГ. На данном документе имеется отметка о получении ДД.ММ.ГГГГ главой Береинского сельского совета Смолич З. И. копии предписания. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Как усматривается из акта № внеплановой выездной проверки администрации Береинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ - в результате проведения проверки в отношении администрации Береинского сельсовета на предмет выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности указанные в п.п. 1,2,3 предписания. С учетом требования ст. 12 ч. 1 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороной истца в суд представлены все доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик грубо нарушает Правила пожарной безопасности, а именно не исполнил Предписания об устранении нарушений в области пожарной безопасности, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответчик в судебное заседание не прибыл, каких-либо возражений в суд не представил. При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора являются законными и обоснованными в связи, с чем считает необходимым признать бездействие ответчика администрации Береинского сельского совета <адрес> по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приложения № п. 5 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 незаконным. Помощник прокурора Шимановского района Лебедев Д.С. просил установить администрации Береинского сельсовета срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ Суд, учитывая мнения истца, а также с учётом объема и характера работ, которые необходимо выполнить, а также учитывая и то, что жизнь и безопасность людей является высшей ценностью, суд полагает необходимым обязать администрацию Береинского сельсовета устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области в интересах неопределнного круга лиц к администрации Береинского сельсовета Шимановского района о признании бездействии органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия удовлетворить. Обязать администрацию Береинского сельсовета устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Шимановский районный суд <адрес> в течение 10-ти дней со дня его вынесения. Председательствующий судья: С.А. Белогрудова