Дело № 2-238 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года г. Шимановск мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Шимановского района Трубникова А.В., представителя ответчика - администрации Актайского сельсовета Шимановского района Жойдик Н.Е., действующей по должности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району - Псыркова Е.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Ковалёвой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Актайского сельского совета Шимановского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования, У С Т А Н О В И Л: Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Актайского сельского совета о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования. В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Трубников А.В. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду показал, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён 22.03.2011 года председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области Капканщиковым В.О. В результате проверки установлено, что на территории Актайского сельсовета не произведена очистка территории населённого пункта от сухой растительности; не оборудован тёплый пожарный водоём для целей пожаротушения. Указанные нарушения установлены в результате проверки, проведённой ОГПН (в настоящее время ОНД) по г.Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Актайского сельсовета 08.10.2010 года внесено предписание об устранении выявленных нарушений №248/1/120. В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - 01.04.2011 года. Проверкой исполнения ранее выданного предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведённой ОНД по г.Шимановску и Шимановскому району в Актайском сельсовете 13.04.2011, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Согласно п. 2.11 СНиП 2.04.02.-84, расчета ОНД по г.Шимановску и Шимановскому району, Актайский сельсовет должен быть оборудован тёплым пожарным водоёмом для забора воды в любое время года, для целей пожаротушения, объемом не менее 100 куб. м. В нарушение вышеназванных требований администрацией Актайского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляется. Надлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации Актайского сельсовета по неисполнению мер пожарной безопасности: п. 5 СНИП 2.04.02-89, незаконным. Обязать администрацию Актайского сельсовета оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб. м., в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Поскольку в настоящее время администрацией села произведена очистка территории населённого пункта от сухой растительности, прокуратура Шимановского района отказывается от поддержания данных требований. Представитель ответчика - администрации Актайского сельсовета Жойдик Н.Е. иск прокурора Шимановского района не признала и суду пояснила, что у администрации с.Актай нет необходимых денежных средств для оборудования тёплого водоёма ёмкостью 100 куб.метров, поскольку примерная сметная стоимость оборудования водоёма равняется 272.001 рублей, что составляет примерно 1/3 бюджета муниципального образования. По состоянию на 01.01.2011 года в с.Актай проживало около 160 человек. В селе имеется две ёмкости для воды, на ферме- скважина. Всего по селу на лето имеется запас воды около 10 куб.метров, на зиму- около 6 куб.метров. При площади села около 1,5 кв.км. считает это достаточным для тушения отдельно взятого пожара. Кроме того, она не бездействует. С вопросом об оборудовании пожарного водоёма она обратилась в администрацию Шимановского района, где ей пояснили, что средств для этого нет и затем в администрацию Амурской области, но ответа ещё не получила. Считает, что в срок 3 месяца администрация с.Актай не сможет исполнить решение по оборудованию тёплого пожарного водоёма. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Псырков Е.П. суду пояснил, что поскольку на территории с.Актай не имеется водоёмов (в том числе и тёплых) для пожаротушения, в население села превышает 100 человек, но мене 500 человек, оборудование тёплого пожарного водоёма необходимо. Отсутствие тёплого пожарного водоёма объёмом 100 куб.метров нарушает требования СНиП 2.04-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и напрямую связано с безопасность жителей села. Считает, что иск прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Актайского сельсовета подлежит удовлетворению в полном объёме. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания №248/1/120 от 08.10.2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Степанюк Е.А. для исполнения главе Актайского сельсовета Жойдик Н.Е., в период с 10.30 часов 06.10.2010 года по 11.00 часов 08.10.2010 года проведена проверка территории, зданий, сооружений Актайского сельсовета по адресу: Амурская область, Шимановский район, с.Актай. В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года, для целей пожаротушения объёмом не менее 100 м3; территорию насёленного пункта очистить от сухой растительности. Срок устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности установлен до 01.04.2011 года. На данном документе имеется отметка о получении 08.10.2010 года главой Актайского сельского совета Жойдик Н.Е. копии предписания. Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п. 1 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В соответствии с п. 2.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. и введ. в действие постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123), территории сельских поселений с числом жителей от 50 до 500 человек (в данном случае Актайский сельсовет) должны быть оборудованы тёплым пожарным водоёмом для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб.метров. При этом суд обращает внимание сторон, что законодатель допускает не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения только в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей (п.7 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), а по сведениям, представленным стороной ответчика на территории села Актай проживает около 160 человек. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Из акта №70 внеплановой выездной проверки от 12.04.2011 года стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Актайского сельсовета на предмет выполнения предписания №248/1/120 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности указанные в п.п. 1,2 предписания. В данном случае бездействие со стороны администрации Актайского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества. Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района, признать бездействие ответчика администрации Актайского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности: п. 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Актайского сельского совета Шимановского района оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб. м., в течение 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. При этом суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии бездействий с его стороны, поскольку из представленных стороной истца материалов видно, что нарушение требований по оборудованию тёплого пожарного водоёма были выявлены ещё 15-20 апреля 2008 года, проведённой государственным инспектором г.Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору (предписание №61/70/8). Сведений о том, что администрацией с.Актай с 2008 года по настоящее время принимались какие-либо меры по оборудованию тёплого пожарного водоёма, изысканию материальных и денежных средств, стороной ответчика, в нарушении правил ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Наоборот, как следует из пояснений представителя ответчика, запросы об оказании материальной помощи по оборудованию водоёма, ей были направлены в различные инстанции только в настоящее время и при этом результат их рассмотрения ей не известен. Суд считает, что исполнения решения суда срок- 3 месяца, достаточен для оборудования тёплого пожарного водоёма. При этом суд оставляет за стороной ответчика право на возможность отсрочки исполнения суда. В связи с отказом истца от исковых требований в части очистки территории с.Актай от сухой растительности, суд в этой части дело производством прекращает на основании ст. 220 ГПК РФ, поскольку отказ истца от части иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Признать бездействие администрации Актайского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию Актайского сельского совета Шимановского района Амурской области оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб. м., в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части заявленных прокурором Шимановского района Амурской области требований дело производством прекратить в связи с отказом истца от части исковых требований, разъяснив истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: