№ 2-356/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Шимановск 22 июля 2011 года Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В., с участием заместителя прокурора Шимановского района Амурской области Горшова А.А., при секретаре Кошелевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Шимановского района Амурской области Трубникова А.В. к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: В Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц обратился и.о. прокурора Шимановского района Амурской области Трубников А.В. к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Амурской области Горшов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района по указанию прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе которой установлено следующее. На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления и иное. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с п. 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года № 284-О указанное постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению. На основании п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Во исполнение данного указа постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы полномочия по учету плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взиманию с них этой платы. Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до издания Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применяются Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 года № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». На территории Амурской области функции Федеральной службе по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта - 40 %, местный бюджет - 40 %. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» 676306, Амурская область г. Шимановск, ул. Гайдара, 41, не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с договорами № 62 от 01.01.2011 года на предоставление услуг вывоза, утилизации ТБО и №15/1 от 11.01.2011 года на прием сточных вод указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами и.сточными водами (канализацией). В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Непринятие мер данным муниципальным дошкольным образовательным учреждением по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации, Амурской области, г. Шимановска в части непоступления доходов в бюджеты. Также, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку МОУ, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, не компенсирует причиненный вред, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, в соответствии со ст.45 ГПК РФ просит обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» 676306, Амурская область г. Шимановск, ул. Ленина, 26, встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду. В исковом заявлении и.о. прокурора Трубников А.В. просит обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощником прокурора Горшовым А.А. исковые требования изменены, просит обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду до 15 октября 2011 года. В судебном заседании представитель ответчика - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» Лазука В.В. с исковыми требованиями согласна в полном объеме. Просит увеличить срок для постановки на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду до 15 октября 2011 года. Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, также представитель третьего лица МУ «Управление образования Администрации г. Шимановск» не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причина их неявки в судебное заседание не известна. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч.1 и ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указом Президента РФ от 23.06.2010г. № 780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 « О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%. Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области от 03.03.2011 года № 08-15-486, МОУ СОШ № 2 г.Шимановск как природопользователь Шимановского района, по состоянию на 28 февраля 2011 года не зарегистрировано в управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно реестра общеобразовательных учреждений не стоящих на учете в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в управлении Росприроднадзора по Амурской области от 01.03.2011 года №216 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск», юридический адрес 676306, Амурская область г. Шимановск, ул. Гайдара, 71, не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В судебном заседании установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» являясь юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление услуг вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ на прием сточных вод. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие регистрации Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Шимановск» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия. Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными. Заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. в судебном заседании изменил исковые требования, просил на Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» возложить обязанностьвстать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в срок до 15 октября 2011 года. Суд, учитывая мнения сторон, полагает необходимым обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия в срок до 15 октября 2011 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановск» встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в срок до 15 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий: