Решение от 28.06.2011г. по делу №2-237/2011 Прокурор г. Шимановска о признании незаконным бездействия сельского Совета с.Симоново по непринятию мер по организации пожарной безопвсности



Дело № 2-237

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                   г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А.,

представителя ответчика - администрации Симоновского сельсовета Шимановского района Саватеевой М.Е., действующей по должности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району - Степанюк Е.А. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ковалёвой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Симоновского сельского совета Шимановского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Симоновского сельского совета о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования.

В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду показал, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от 04.04.2011 была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён 22.03.2011 года председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области ФИО4 В результате проверки установлено, что на территории Симоновского сельсовета не произведена очистка территории населённого пункта от сухой растительности; расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов менее 15 метров; не оборудован пирс с твёрдым покрытием для заправки пожарного автомобиля. Указанные нарушения установлены в результате проверки, проведённой ОГПН (в настоящее время ОНД) по г.Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Симоновского сельсовета 08.10.2010 года внесено предписание об устранении выявленных нарушений . В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - 01.04.2011 года. Проверкой исполнения ранее выданного предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведённой ОНД по г.Шимановску и Шимановскому району в Симоновском сельсовете 13.04.2011, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно приложению №1 п. 5 СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15м. В нарушение вышеназванных требований администрацией Симоновского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляется. Надлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации Симоновского сельсовета по неисполнению мер пожарной безопасности езаконным. Обязать администрацию Симоновского сельсовета обеспечить расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров сроком до 01.10.2011 года, оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поскольку пожарная защита населённого пункта может быть обеспечена и наличием тёплого пожарного водоёма для забора воды в любое время года, просит суд обязать ответчика либо оборудовать пирс, либо оборудовать тёплый водоём объёмом не менее 100 куб.метров в срок до 01.05.2012 года.

Представитель ответчика - администрации Симоновского сельсовета Саватеева М.Е. фактически иск прокурора Шимановского района признала и суду пояснила, что в настоящее время вопрос об обеспечении противопожарного разрыва, путём вырубки деревьев на юго-восточной окраине села, практически решён. Ею получен ответ из Управления Лесного хозяйства Амурской области, согласно которого для решения данного вопроса она должна обратиться в администрацию Шимановского района. Что касается оборудования пирса, то этот вопрос решить сложнее, так как в период паводков прилегающая к селу река Белая выходит из берегов, что может привести к повреждению пирса. В случае изыскания необходимых денежных средств администрации села проще будет оборудовать тёплый водоём.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Степанюк Е.А., суду пояснил, что поскольку на территории с.Симоново не имеется водоёмов (в том числе и тёплых) для пожаротушения, а на прилегающей к селу реке не оборудован твёрдый пирс, население села превышает 100 человек, оборудование тёплого пожарного водоёма или пирса необходимо. Всё это напрямую связано с безопасность жителей села. Считает, что иск прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Симоновского сельсовета подлежит удовлетворению в полном объёме.

Представитель ГУ Амурской области «Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий» Абросимов Е.Н. суду пояснил, что Дирекция не возражает против создания противопожарных разрывов возле с.Симоново путём вырубки леса на создаваемых разрывах.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители.

Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Как следует из предписания №246/1/119 от 08.10.2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Степанюк Е.А. для исполнения главе Симоновского сельсовета Саватеевой М.Е., в период с 09.30 часов 06.10.2010 года по 16.00 часов 08.10.2010 года проведена проверка территории, зданий, сооружений Симоновского сельсовета по адресу: Амурская область, Шимановский район, с.Симоново.

Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Согласно п. 1 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п. 2.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. и введ. в действие постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123), территории сельских поселений с числом жителей от 50 до 500 человек (в данном случае Симоновский сельсовет) должны быть оборудованы тёплым пожарным водоёмом для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб.метров.

В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: произвести очистку территории населённого пункта от сухой растительности; оборудовать пирс с твёрдым покрытием на естественных водоёмах, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года для целей пожаротушения размером 12х12 м.; расстояние от границ застройки сельских поселений Симоновского сельсовета до лесных массивов выполнить не менее 15 метров. Срок устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности установлен до 01.04.2011 года. На данном документе имеется отметка о получении 08.10.2010 года главой Симоновского сельского совета Саватеевой М.Е. копии предписания.

Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении

Из акта №65 внеплановой выездной проверки от 12.04.2011 года стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Симоновского сельсовета на предмет выполнения предписания №246/1/119 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности указанные в п.п. 1,2,3,4, 5, 6,7 предписания.

В данном случае бездействие со стороны администрации Симоновского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района, признать бездействие ответчика администрации Симоновского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию Симоновского сельского совета Шимановского района - обеспечить расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров в срок до 01 октября 2011 года, -оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время, либо оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб. м., в срок до 01 мая 2012 года

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить в полном объёме.

Признать бездействие администрации Симоновского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию Симоновского сельского совета Шимановского района Амурской области:

- обеспечить расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров в срок до 01 октября 2011 года,

-оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время, либо оборудовать тёплый пожарный водоём для забора воды в любое время года для целей пожаротушения, объёмом не менее 100 куб. м., в срок до 01 мая 2012 года

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: