Решение от 19.08.2011г. по делу №2-407/2011 по иску Васильева В.В. к администрации Шимановского района - о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия.



№ 2-407/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2011         г. Шимановск

Полный текст изготовлен ДД.ММ.ГГГГ,

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Белогрудовой С.А.,

при секретаре Тимченко Е.В.,

с участием истца Васильева В.В., его представителя Румянцева С.В., представителя ответчика администрации Шимановского района Булгакова Р.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Виталия Васильевича к администрации <адрес> о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации за второй, третий месяц,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев В.В. обратился в суд с настоящим иском к ответчику в обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят водителем в порядке перевода в <адрес> администрацию, в последствии, ДД.ММ.ГГГГ переводе в отдел ЖКХ <адрес> в хозяйственную групп отдела. В связи с изменением типа учреждения на муниципальное автономное учреждение «Отдел жилищно- коммунального хозяйства администрации <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ оказался работником указанного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы Шимановского района от 09 марта 2011 года № 116 «О ликвидации муниципального автономного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрацииШимановского района» приказом МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрацииШимановского района» № 10 от 10.03.2011 г. «О ликвидации муниципального автономного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» он был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация организации). При увольнении ему было выплачено окончательный расчет, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, компенсация на неиспользованный отпуск. ДД.ММ.ГГГГ он встал на учет в качестве безработного в ГУ ЦЗМ <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к <данные изъяты> <адрес>» Комболину СС.А. с заявлением о выплате ему среднего месячного заработка за истекший месяц, приложив к нему копию трудовой книжки, в которой отсутствует запись о трудоустройстве. В удовлетворении его жалобы ему было отказано.

Согласно абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (в редакции Федерального Закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ).

В соответствии с п. 12 ФЗ 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные положения законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений» абз. 6 п. 2ст. 120 в части исключенияПоложения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

На момент заключения трудового договора работодатель МАУ !Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> существовал в форме бюджетного муниципального учреждения.

Согласно абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

При таких обстоятельствах он приходитк выводу о привлечении администрации <адрес> к субсидиарнойответственности в случае недостаточности средств у учреждения.

Так как собственник имущества учреждения является администрация <адрес> соответствующий долг учреждения при отсутствии достаточных денежных средств у учреждения взыскивается с муниципального образования, от имени которого выступает администрация <адрес> в силу ст. 158 БК РФ.

Учитывая то, что МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрация <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано и исключено из единого реестра юридических лиц, потому не может являться надлежащим ответчиком, считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе администрации <адрес> с аналогичной просьбой в удовлетворении его просьбы было отказано. В соответствии со ст. 178 ГК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка и сохраняемый средний месячный заработок, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 318 ТК РФ, выплачивается по прежнему месту работы за счет средств работодателя.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за увольняемым работником в течении третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие выплачивается работнику в день окончания трудового договора. Для того, чтобы работник получил сохраненный за ним средний заработок, он должен представить работодателю соответствующее заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.

Согласно справке о средней заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> его средний месячный заработок составил 14 074 руля 89 копеек. С учётом выплаченного ему выходного пособия в размере 14 124 рубля 53 коп сумма долга составляет 14 074,89х2=28149,78-14124,53=14052,25 рубля. Учитывая изложенное, просит взыскать с администрации <адрес> в его пользу 14 052 рубля 25 коп.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заседании истец Васильев В.В. увеличил свои требования и просил взыскать средний заработок и за третий месяц в сумме 14 074 рубля 89 коп., всего взыскать 28 127 рублей 14 коп.

В судебном заседании истец Васильев В.В. свои требования поддержал по тем же основаниям, и просил взыскать средний заработок за второй месяц - 14 052,25 рублей, третий месяц - 14 074,89 рублей, всего 28127,14 рублей., при этом уточнил период взыскания за второй месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, третий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В трудовых отношениях он с администрацией <адрес> на момент своего увольнения не состоял. Заработную плату он получал в МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства».

Представитель истца Румянцев С.В. в судебном заседании исковые требования своего доверителя полностью поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснил, что у администрации <адрес> перед Васильевым В.В. возникли обязательства по выплате среднего месячного заработка за второй и третий месяц в силу ст. 178 ТК РФ, 318 ТК РФ и ст. 399 ГК РФ.

Представитель ответчика администрации <адрес> Булгаков Р.А. с иском истца не согласился, при этом пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждением может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего муниципального учреждения. Постановлением главы <адрес> от 15 июня 2010 года № 238 «О создании муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» было создано, путем изменения типа учреждения, муниципальное автономное учреждение Отдел жилищно коммунального хозяйства администрации <адрес>. Согласно п. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174 -ФЗ «Об автономных учреждения», создание автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизаций. При изменении типа существующего муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. В связи с тем, что фактически реорганизация МУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» не было, а произошло изменение типа учреждения, по основаниям указанным выше, все трудовые договоры с работниками не подлежали изменению.

В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Также данная норма закреплена в абз. 5 п. 5 ст. 120 ГК РФ «Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждениям за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В заявленных исковых требованиях истец указывает, что МАУ «Отдел жилищно коммунального хозяйства администрации <адрес> является бюджетным учреждением. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции от 27.12.2009 г.) «Муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным упреждением». В действующей редакции ГК РФ от 06.0.2011 п. 2 ст. 120 ГК РФ также говорит о том, что «Муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением». Таким образом, понятия учреждения как автономного и бюджетного законодателем разделено, и данные виды учреждений имеют различную правоспособность.

Кроме этого, в соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворение которых решением суда кредитору отказано. С учётом изложенного, просит Васильеву В.В. в иске отказать в полном объёме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, и нормы материального права суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и это не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. был принят на работу <данные изъяты> в администрацию <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. был уволен переводом на основании п. 5 ст. 77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. был принят переводом с <адрес>ной администрации в хозяйственную группу отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в должности водителя автобуса (л.д. 10).

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждением может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего муниципального учреждения. Постановлением главы <адрес> от 15 июня 2010 года № 238 «О создании муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» было создано, путем изменения типа учреждения, муниципальное автономное учреждение Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>.

С учётом требований п. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174 -ФЗ «Об автономных учреждения», создание автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизаций. При изменении типа существующего муниципального учреждения в его устав и трудовые книжки работников вносятся соответствующие изменения, при этом трудовые договоры изменению не подлежат.

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> было принято постановление о ликвидации МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйстваадминистрации <адрес>» (л.д. 45). На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -к по личному составу Васильев В.В. по инициативе работодателя в связи с ликвидацией предприятия был уволен на основании п. 1 п. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д. 7). При расторжении трудового договора Васильеву В.В. было выплачено выходное пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - 14 124 рубля 53 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 48296 рублей, заработная плата за май 3 676 рублей 88 коп., всего 66 097 рублей 72 коп. с ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. состоит на учете в центре занятости населения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» ликвидировано (свидетельство серии ).

Определением Шимановского районного суда от 18 июля 2011 года производство по гражданскому делу Васильева В.В. к МАУ ««Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» было прекращено в связи с ликвидацией организации. Указанное определение не было обжаловано и вступило в законную силу (л.д. 81-84).

Васильев В.В., обращаясь в суд с иском к администрации <адрес> о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия за второй и третий месяц указывает о том, что администрация <адрес> должна нести субсидиарную ответственность.

Субсидиарная ответственность - это ответственность, возложенная на лицо согласно закону, иным правовым актам, условиям обязательства дополнительно к ответственности основного должника по этому обязательству и наступающая в той мере, в какой требование кредитора не удовлетворено основным должником.

С учетом требований ч. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Согласно ст. 2 ч. 1 и ч. 4, 5, 6 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ
"Об автономных учреждениях" (с изменениями от 24 июля, 18 октября 2007 г.) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

На основании п. 2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Аналогичная норма содержится и Учредительных документах МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>».

В судебном заседании установлено, что собственником имущества является муниципальное образование <адрес>, которое является и Учредителем МАУ Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» (п. 1.2), имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (л.д. 51-60).

С учётом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля 2007 г.) п. 10 - при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.

Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. обратился в Шимановский районный суд с иском к МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия.

ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» ликвидировано (свидетельство серии ).

Определением Шимановского районного суда от 18 июля 2011 года производство по гражданскому делу Васильева В.В. к МАУ ««Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» было прекращено в связи с ликвидацией организации. Указанное определение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Поскольку в судебном заседании установлено, что МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» ликвидировано, постольку требования Васильева В.В. к собственнику имущества администрации <адрес> о привлечении их к субсидиарной ответственности и о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации за второй, третий месяцне могут быть удовлетворены.

Доводы Васильева В.В. и его представителя о том, что у администрации <адрес> возникли обязательства на основании ст. 178 ТК РФ ич. 1 и 2 ст. 318 ТК РФ суд не принимает во внимание, поскольку указанные доводы не отвечают требованиям действующего трудового законодательства.

Так, согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Анализ вышеуказанной правой нормы свидетельствует о том, что указанная обязанность возникает только у работодателя, а не собственника имущества.

С учетом требований ст. 318 ТК РФ выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что Васильев В.В. в трудовых отношениях на момент своего увольнения с администрацией <адрес> не состоял, то есть администрация <адрес> по отношению к Васильеву В.В. работодателем не являлась в связи, с чем ответчик не должен нести обязательства перед Васильевым В.В., по выплате среднего месячного заработка.

Суд не принимает во внимание и доводы истца и его представителя о том, что администрация <адрес> должна отвечать по долгам учреждения в силу ст. 158 БК РФ и что, абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не принимается к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.

Согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, за исключением имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также того, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

С учётом предписаний ч. 1 ст. 12.1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

В силу ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что муниципальное образование может нести субсидиарную ответственность только в случае, если учреждение является бюджетным.

В судебном заседании установлено, что отдел жилищно-коммунального хозяйства являлось муниципальным автономным учреждением, а не бюджетным, и что имущество, находящееся до ликвидации в МАУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» было закреплено за ним администрацией <адрес> на праве оперативного управления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Васильеву Виталию Васильевичу к администрации <адрес> о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации за второй, третий месяцотказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                      С.А. Белогрудова