решение № 2-462 от 09.09.2011 г. об обязанности встать на учет в федеральной службе по надзору в сфере прирородопользования



№ 2-463

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шимановск                                                                                        09 сентября 2011 года.                    

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Едаковой М.А.,

при секретаре Жалнеровской Е.В.,

с участием заместителя прокурора Шимановского района Амурской области Горшова А. А.,

представителя ответчика - директора МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» Архиповой Т.В., <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд <адрес> с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику обратился прокурор <адрес> в обосновании своих требований указав, что прокуратурой <адрес> по указанию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе, которой установлено следующее. На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления и иное. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с п. 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года № 284-О указанное постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению. На основании п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Во исполнение данного указа постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы полномочия по учету плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взиманию с них этой платы. Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до издания Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применяются Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 года № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». На территории <адрес> функции Федеральной службе по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по <адрес>. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта - 40 %, местный бюджет - 40 %. МОУ «Симоновская основнаяобщеобразовательная школа» <адрес>, не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с договором на вывоз ТБО от ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Непринятие мер данным муниципальным образовательным учреждением по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации, <адрес> в части не поступления доходов в бюджеты. Также, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, посколькуМОУ «Симоновская основнаяобщеобразовательная школа», оказывая негативное воздействие на окружающую среду, не компенсирует причиненный вред, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ просит обязать МОУ «Симоновская основнаяобщеобразовательная школа» <адрес>, встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель прокурору <адрес> Горшов А.А. исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика директор МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» Архипова Т.В. исковые требования ответчика признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. В соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ ей разъяснены последствия признания иска, а именно о принятии решения об удовлетворении заявленных истцом требований, заявление о признании иска приобщено к материалам гражданского дела.

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в своё отсутствие. Учитывая изложенное в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя управления Росприроднадзора по <адрес>.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив нормы материального права, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 21, 26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 (с последующими изменениями) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

С учётом требований ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Указом Президента РФ от 23.06.2010 г. № 780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

На территории <адрес> функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по <адрес>.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу ч. 1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» как природопользователь <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано в управлении Росприроднадзора по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из реестра общеобразовательных учреждений на территории <адрес> не стоящих на учете в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в управлении Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа», юридический адрес <адрес>, не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» осуществляет хозяйственную деятельность, что подтверждается договором «О вывозе ТБО» от ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Отсутствие регистрации МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по <адрес> влечет не внесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежащими удовлетворению.

Суд, полагает необходимым обязать МОУ «Симоновская основная общеобразовательная школа» встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Симоновская основная общеобразовательная школа», юридический адрес: <адрес>, встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения, а лицами не присутствующими в судебном заседании в тот же срок со дня получения копии решения.

Председательствующий: