Дело № 2-494 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Лебедева Д.С., представителя ответчика - администрации Шимановского района Амурской области Булгакова Р.А., действующего на основании доверенности от 01.01.2011 года, при секретаре Ковалёвой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Шимановского района Амурской области о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Шимановского района о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шимановского района Лебедев Д.С. иск поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района по указанию прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учёт в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе которой установлено следующее. На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды»), негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления и иное. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года №632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с п.1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года №284-О указанное постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению. На основании п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Во исполнение данного указа постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы полномочия по учёту плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взиманию с них этой платы. Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года №СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до издания Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующих нормативных актов по расчётам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применяются Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 года №626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». На территории Амурской области функции Федеральной службе по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта - 40 %, местный бюджет - 40%. Администрация Шимановского района, расположенная по адресу: Амурская область, г.Шимановск, ул. Красноармейская, 27, не состоит на учёте в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с договором от 01.01.2011 года №110, заключённым между администрацией Шимановского района и ЗАО «Гранит» «На предоставление услуг вывоза, складирования и хранения твёрдых бытовых отходов», указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопредёленного круга лиц или интересов Российской Федерации. Непринятие мер данным юридическим лицом по постановке на учёт в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации, Амурской области, г. Шимановска в части непоступления доходов в бюджеты. Также нарушаются права и законные интересы неопредёленного круга лиц, поскольку администрация Шимановского района, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, не компенсирует причинённый вред, что нарушает конституционное право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию Шимановского района встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель ответчика - администрации Шимановского района Булгаков Р.А. иск признал и суду пояснил, что аминистрация Шимановского района обязуется встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области в судебное заседание не прибыл, причина неявки не известна, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. При таких условиях, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть иск прокурора Шимановского района в отсутствии не явившегося представителя Росприроднадзора. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ст. 21, 26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-I, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст. ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года №401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указом Президента РФ от 23.06.2010 года №780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Согласно ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%. По сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области от 03.03.2011 года №08-15-486, администрация Шимановского района как природопользователь Шимановского района, по состоянию на 28.02.2011 года не зарегистрировано в управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В судебном заседании установлено, что администрация Шимановского района осуществляет хозяйственную деятельность, что подтверждается договором №110 от 01.01.2011 года «На предоставление услуг вывоза, складирования и хранения ТБО», заключённым между администрацией Шимановского района и ЗАО «Гранит». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация Шимановского района при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействием на окружающую среду. Отсутствие регистрации администрации Шимановского района в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечёт невнесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечёт недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия. Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежащими удовлетворению. Прокурором Шимановского района предъявлено требование о возложение на ответчика - администрации Шимановского района обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика иной срок предоставить не просил. Суд считает необходимым обязать администрацию Шимановского района встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Обязать администрацию Шимановского района Амурской области, расположенную по адресу: <адрес>,встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня провозглашения. Председательствующий: