решение от 15.09.2011 года по делу №2-456 по иску прокурора к МДОУ детский сад с.Мухино



№ 2-456/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шимановск                                                                                             15 сентября 2011 года.

                                                                             <данные изъяты>       

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., с участием помощника прокурора Шимановского района Амурской области Ли К. Ю., при секретаре Меланиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В. К. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Мухино о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Мухино о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду обратился прокурор Шимановского района Амурской области.

В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Амурской области Ли К. Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что прокуратурой Шимановского района по указанию прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе, которой установлено следующее. На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления и иное. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с п. 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года № 284-О указанное постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению. На основании п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Во исполнение данного указа постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы полномочия по учету плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взиманию с них этой платы. Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до издания Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применяются Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 года № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». На территории Амурской области функции Федеральной службе по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта - 40 %, местный бюджет - 40 %. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад <адрес> не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из информации заведующей МДОУ детский сад с.Мухино Рыбаковой С. А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дошкольное образовательное учреждение осуществляет самовывоз твердых бытовых отходов за территорию села, следовательно, данное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Непринятие мер данным муниципальным образовательным учреждением по постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации, Амурской области, Шимановского района в части не поступления доходов в бюджеты. Также, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку МОУ, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, не компенсирует причиненный вред, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, в соответствии со ст.45 ГПК РФ просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Мухино, встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом. Предоставила заявление, в котором указала, что просит гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Амурской области к МДОУ детский сад с. Мухино о возложении обязанности встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду рассмотреть в ее отсутствие. С иском согласна. Просит установить срок для исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.       

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно телефонограммы управление Росприроднадзора по Амурской области просит рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению и. о. прокурора Шимановского района Амурской области к МДОУ детский сад с.Мухино без участия их представителя. Доводы прокурора поддерживают.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Указом Президента РФ от 23.06.2010г. № 780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 « О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

На территории Амурской области функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , МДОУ детский сад с.Мухино как природопользователь Шимановского района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано в управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно реестра общеобразовательных учреждений не стоящих на учете в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в управлении Росприроднадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ - детский сад с.Мухино, не состоит на учете в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Мухино являясь юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность, поскольку из информации заведующей МДОУ детский сад с.Мухино Рыбаковой С. А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что твердые бытовые отходы вывозятся в определенное администрацией сельского совета место за территорией села. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твердыми бытовыми отходами, чем оказывает негативное воздействием на окружающую среду.

Отсутствие регистрации муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Мухино в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет не внесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными.

Помощник прокурора Шимановского района Ли К. Ю. просит на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Мухино возложить обязанностьвстать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика в заявлении, адресованном суду, просил предоставить им срок, для исполнения требований, до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, учитывая мнения сторон, полагает необходимым обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Мухино встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Мухино встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

        Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: