Дело № 2-495 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Лебедева Д.С., представителя ответчика – администрации г. Шимановска Амурской области Хадыко В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Ковалёвой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации г. Шимановска Амурской области о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации г. Шимановска о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шимановского района Лебедев Д.С. иск поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района по указанию прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учёт в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе которой установлено следующее. Администрация г. Шимановска, расположенная по адресу: Амурская область, г.Шимановск, ул. Красноармейская, 29, не состоит на учёте в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с договором от 11.01.2011 года №72, заключённым между администрацией г. Шимановск и ЗАО «Гранит» «На предоставление услуг вывоза, утилизации твёрдых бытовых отходов», указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопредёленного круга лиц или интересов Российской Федерации. Непринятие мер данным юридическим лицом по постановке на учёт в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права Российской Федерации, Амурской области, г.Шимановска в части непоступления доходов в бюджеты. Также нарушаются права и законные интересы неопредёленного круга лиц, поскольку администрация г. Шимановска, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, не компенсирует причинённый вред, что нарушает конституционное право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, просит суд обязать администрацию г.Шимановска встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель ответчика – администрации Шимановского района Хадыко В.В. иск не признал и суду пояснил, что администрация г.Шимановска не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как: Во-первых не является юридическим лицом, а только пользуется правами юридического лица на основании Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Во-вторых, 11.01.2011 года администрация Шимановского района заключила с ЗАО «Гранит» договор №72 «На предоставлении услуг по вывозу и утилизации ТБО». В соответствии с данным договором ЗАО «Гранит» осуществляет сбор, вывоз, хранение, утилизацию и захоронение твёрдых бытовых отходов на собственном полигоне. ЗАО «Гранит» осуществляя данный вид деятельности производит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Администрация г.Шимановска фактически является «офисным» учреждением, и никакой хозяйственной деятельностью не занимается, тогда как в силу ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия. На основании изложенного, администрация г.Шимановска не может являться надлежащим ответчиком по иску, в связи с чем просит суд прокурору Шимановского района отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области в судебное заседание не прибыл, причина неявки не известна, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. При таких условиях, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть иск прокурора Шимановского района в отсутствии не явившегося представителя Росприроднадзора. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ст. 21, 26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-I, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии со статьёй 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ч. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст. ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года №401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указом Президента РФ от 23.06.2010 года №780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Согласно ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%. В судебном заседании установлено, что администрация г.Шимановска осуществляет хозяйственную деятельность, что подтверждается договором «На предоставление услуг вывоза, утилизации ТБО» №72 от 11.01.2011 года, заключённым между администрацией г.Шимановска и ЗАО «Гранит». По сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по Амурской области от 03.03.2011 года №08-15-486, администрация г. Шимановска, как природопользователь Шимановского района, по состоянию на 28.02.2011 года не зарегистрировано в управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Доводы стороны ответчика о том, что в результате деятельности Администрации г.Шимановска не происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные ФЗ «Об охране окружающей среды». Администрация г.Шимановска не обладает обязанностями юридического лица, не занимается хозяйственной деятельностью, размещением, хранением и захоронением отходов, а следовательно, не может выступать ответчиком по делу, суд считает несостоятельными по следующим основаниям: В силу статьи4 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались… Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008года №14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключённым с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчёту платы и её внесению). При этом, наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Из договора от 11.01.2011 года, заключённого администрацией г.Шимановск с ЗАО «Гранит» следует, что ЗАО обязуется оказывать услуги по вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, а также уличного, садово-паркового смёта, и других отходов промышленного производства по адресу <адрес>. Указанным договором не предусмотрена обязанность ЗАО «Гранит» производить расчёты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, фактически являющиеся собственностью Администрации г.Шимановска. Кроме того, указанный договор не предусматривает переход права собственности на отходы, производимые в результате деятельности администрации г.Шимановска, к ЗАО «Гранит». При таких обстоятельствах хранение администрацией г.Шимановска отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает её от предусмотренной вышеприведёнными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечёт финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика. Ссылку ответчика на то, что администрация г.Шимановска не может являться надлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельной, поскольку ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, устанавливает одним из существенных признаков этих платежей, субъекты платежа, а именно - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. К данным воздействиям, в том числе относится размещение отходов производства и потребления. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №461 от 13.07.2011 года, администрация г.Шимановска включено в данный реестр в качестве юридического лица, расположенного по адресу г.Шимановск ул. Красноармейская д. 29. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация г.Шимановска при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействием на окружающую среду. Отсутствие регистрации администрации г.Шимановска в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечёт невнесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечёт недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия. Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежащими удовлетворению. Прокурором Шимановского района предъявлено требование о возложение на ответчика – администрацию г.Шимановска обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика иной срок предоставить не просил. Суд считает необходимым обязать администрацию г.Шимановска встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Обязать администрацию города Шимановска Амурской области, расположенную по адресу: 676306, Амурская область, город Шимановск, улица Красноармейская, 29, встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня провозглашения. Председательствующий: Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.10.2011 года решение Шимановского районного суда от 21.10.2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба и.о. мэра г. Шимановска Донцова Н.В. – без удовлетворения.