Дело № 2-510 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А., представителя ответчика Комитета по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области Милосердовой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального автономного учреждения г.Шимановска «Кинотеатр Спутник» (далее МАУ г.Шимановск «Кинотеатр Спутник») Гладышевой А.Ю., действующей по должности, при секретаре Ковалёвой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к Комитету по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к Комитету по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области (далее по тексту - Комитет по спорту администрации г. Шимановска) о возложении обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. иск поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района по указанию прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки на учёт в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе которой установлено следующее. На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды»), негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления и иное. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года №632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с п.1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации. Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 года №284-О указанное постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению. На основании п. 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Во исполнение данного указа постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы полномочия по учёту плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взиманию с них этой платы. Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года №СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до издания Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующих нормативных актов по расчётам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применяются Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 года №626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». На территории Амурской области функции Федеральной службе по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта - 40 %, местный бюджет - 40%. Комитет спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска, не состоит на учёте в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с договорами от 11.01.2011 года №105, от 11.01.2011 года №109, заключёнными между Комитетом по спорту администрации г. Шимановска и ЗАО «Гранит» на предоставление услуг вывоза, утилизации ТБО, указанное юридическое лицо при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами. В соответствии с ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать Комитет по спорту администрации г. Шимановска встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. При этом считает несостоятельной ссылку ответчика на то, что указанные в договоре № 195 адреса вывоза ТБО в настоящее время являются самостоятельными организациями, так как, в судебном заседании установлено, что указанный договор заключён ответчиком и не расторгнут в настоящее время, кроме того, сторона ответчика пояснила, что занимается определённым видом деятельности. В судебном заседании представитель ответчика - Комитет по спорту администрации г. Шимановска Милосердова Т.В. иск не признала и суду пояснила, что Комитет по спорту администрации г.Шимановска фактически состоит из 4-х человек и занимается лишь управленческой деятельностью. В договоре № 105 были указаны адреса, с которых должен был осуществляться вывоз ТБО, однако в настоящее время указанные организации являются самостоятельными юридическими лицами. Комитет арендует помещения у МАУ г.Шимановска «Дом культуры и спорта», поэтому производимый им мусор вывозится согласно договора № 251 от 01.10.2011 года. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МАУ г.Шимановск «Кинотеатр Спутник» Гладышева А.Ю., суду пояснила, что постановление судом решения по данному иску никак не влияет на права третьего лица, поскольку МАУ самостоятельно заключило договор с ЗАО «Гранит» № 174 от 01.10.2011 года и встало на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области и Муниципального автономного учреждения г.Шимановска «Дом культуры и спорта» в судебное заседание не прибыли, причина неявки не известна, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. При таких условиях, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть иск прокурора Шимановского района в отсутствии не явившегося лиц. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ст. 21, 26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-I, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст. ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года №401 «О федеральной службе по технологическому и экологическому надзору» указанная организация осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указом Президента РФ от 23.06.2010 года №780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ…» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, 30.09.2010 года переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Согласно ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%. В судебном заседании установлено, что Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г.Шимановска осуществляет хозяйственную деятельность, что подтверждается договором №105 от 11.01.2011 года «На предоставление услуг вывоза и утилизации ТБО», заключённым между Комитетом по спорту администрации г. Шимановска и ЗАО «Гранит». В соответствии с сообщением от 06.09.2011 года, Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска не состоит на учёте в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация Шимановского района при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействием на окружающую среду. Отсутствие регистрации Комитета по спорту администрации г. Шимановска в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечёт невнесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечёт недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия. Доводы стороны ответчика о том, что в Комитет занимается лишь управленческой деятельностью, состоит из 4-х человек, и находится в арендуемых помещениях, принадлежащих МАУ г.Шимановска «Дом культуры и спорта», в связи с чем не должен нести плату за негативное воздействие на окружающую среду, суд считает несостоятельными по следующим основаниям: В силу статьи 4 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались… Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 года №14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключённым с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчёту платы и её внесению). При этом, наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Из договора от 11.01.2011 года, заключённого Комитетом по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска с ЗАО «Гранит» следует, что ЗАО обязуется оказывать услуги по вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, а также уличного, садово-паркового смёта, и других отходов промышленного производства принадлежащего Комитету. Указанным договором не предусмотрена обязанность ЗАО «Гранит» производить расчёты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, фактически являющиеся собственностью Комитета. Кроме того, указанный договор не предусматривает переход права собственности на отходы, производимые в результате деятельности Комитета, к ЗАО «Гранит». При таких обстоятельствах хранение Комитетом отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает её от предусмотренной вышеприведёнными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечёт финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика. При этом суд обращает внимание на то, что ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, устанавливает одним из существенных признаков этих платежей, субъекты платежа, а именно - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. К данным воздействиям, в том числе относится размещение отходов производства и потребления. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области включён в данный реестр в качестве юридического лица, расположенного по адресу г.Шимановск ул. Плеханова д.3. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области при осуществлении деятельности загрязняет окружающую среду твёрдыми бытовыми отходами и сточными водами (канализацией), чем оказывает негативное воздействием на окружающую среду. Отсутствие регистрации Комитета по спорту, культуре и молодёжной политике администрации г. Шимановска Амурской области влечёт невнесение данным хозяйственным субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечёт недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным юридическим лицом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия. Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежащими удовлетворению. Прокурором Шимановского района предъявлено требование о возложение на ответчика - Комитет по спорту администрации г. Шимановска обязанности встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика иной срок предоставить не просил. Суд считает необходимым обязать Комитет по спорту администрации г. Шимановска встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Обязать Комитет по спорту, культуре и молодёжной политике администрации города Шимановска Амурской области, расположенный по адресу: <адрес>, встать на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня провозглашения. Председательствующий: