Решение от 21.11.2011г. по делу № 2-568/2011 по иску прокурора Шимановского района в интересах неопределенных лиц к ОАО `Амурфармация` о признании незаконным бездействия должностных лиц.



Дело № 2-568/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21ноября2011года        г.Шимановск

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Белогрудовой С.А.

при секретаре Тимченко Е.В.,

с участием истца помощника прокурора Шимановского района - Лебедева Д.С.,представителя третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г.Шимановска» Ходыко В.В.,доверенность отДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Шимановского района в интересах Российской Федерации,неопределенного круга лиц к ОАО «Амурфармация» о признании незаконным бездействия ОАО «Амурфармация» по неустройству беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - «пандус»,в части необходимости оборудования входа (выхода) здания филиала ОАО «Амурфармация» Центральной районной аптеки № 17для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и обязании ОАО «Амурфармация» оборудовать вход здания Центральной районной аптеки № 17пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов,

У с т а н о в и л:

Прокурор Шимановского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ОАО «Амурфармация» в обосновании своих требований указал,что прокуратурой Шимановского района по поручению прокуратуры Амурской области проведена проверка соблюдения требований и условий федерального законодательства об инвалидах на территории Шимановского района.

В ходе проверки было установлено,что в зданиифилиала ОАО «Амурфармация» Центральной районной аптеки № 17расположенной по адресу <адрес>,отсутствует устройство беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - «пандус»,что в свою очередь является грубым нарушением действующего законодательства.

Согласно ст.7Конституции РФ-Российская Федерация-социальное государство,политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами3.9,3.13,3.14,3.32СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»,утверждение постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от16.07.2001года № 73,в части общих требований к зданиям,сооружениям и их участкам предусматривают,что лестницы должны дублироваться пандусами,а при необходимости другими средствами подъема.

Статьей15ФЗ от24.11.1995г. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено,что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов,использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым,общественным и производственным зданиям,строениям и сооружениям,спортивным сооружениям,местам отдыха,культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со ст.1ФЗ № 181инвалид-лицо,которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами,приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно ст.2ФЗ № 181социальная защита инвалидов-система гарантированных государством экономических,правовых мер и мер социальной поддержки,обеспечивающих инвалидам условия для преодоления,замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п.3ст.2Градостроительного кодекса РФ,одним из основных принципов градостроительной деятельности,то есть деятельности по развитию градостроительная деятельность является деятельность по развитию территорий,в том числе городов и иных поселений,осуществляемая в виде территориального планирования,градостроительного зонирования,планировки территорий,архитектурно-строительного проектирования,строительства,капитального ремонта,реконструкции объектов капитального строительства,в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с положениями вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесен филиал ОАО «Амурфармация» Центральная районная аптека № 17.

В силу ч.3ст.35Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса,если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1ст.45ГПК РФ,прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований.

Отсутствие специальных приспособлений (пандусов) для беспрепятственного доступа в здание филиала ОАО «Амурфармация» Центральной районной аптеки № 17затрудняет реализацию их гражданских прав.

Бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации,защита которых в соответствии со ст.2ГПК РФ является одной из задач гражданского судопроизводства,поскольку ведет к нарушению основного принципа правого государства,закрепленного в ст.4Конституции РФ,а именно верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

В соответствии сч.2ст.29ГПК РФ иск к организации,вытекающей из деятельности её филиала или представительства,может быть предъявлено также в суд по месту нахождения её филиала или представительства.В свою очередь вилу ч.2ст.55ГК РФ под филиалом понимается обособленное подразделение юридического лица,расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть,в том числе функций представительства.

С учётом изложенного просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Амурфармация» по не устройству беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - «пандус»,в части необходимости оборудования входа (выхода) здания филиала ОАО «Амурфармация» Центральной районной аптеки № 17 для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обязать ОАО «Амурфармация» оборудовать вход здания Центральной районной аптеки № 17пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов.

В судебном заседании истец помощник прокурора Шимановского района Лебедев Д.С.исковые требования поддержал по тем же основаниям,при этом добавил,что учитывая сложность выполнения работ,условия при которых возможно выполнение работ по устройству пандуса просил обязатьОАО «Амурфамация» оборудовать вход зданияв Центральную аптеку № 17пандусами в срок до01сентября2012года.

В судебном заседании представитель третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г.Шимановска» Ходыко В.В.с иском прокурора согласился,при этом пояснил,что здание,в котором находится Центральная аптека № 17, является муниципальной собственностью.Указанное здание ответчик ОАО «Амурфармация» арендует по договору отДД.ММ.ГГГГ.Отсутствие пандуса препятствует свободному доступу инвалидов.ОАО «Амурфармация» с просьбой произвести перепланировку или переоборудование к ним не обращалось,в случае обращения согласование происходит течении одной недели.Учитывая сложность выполненных работ,температурные условия при которых возможно выполнение работ по устройству пандуса просит установить ОАО «Амурфармация» срок до01сентября2012года,а они со своей стороны как собственники здания проконтролируют все необходимые работы.

В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Амурфармация» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, при таких обстоятельствах в силу ч. 5 ст. 16 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Из отзыва ответчика, представленного в суд, следует, что с иском прокурора они не согласны по следующим основаниям. Помещение, в котором находится аптечное учреждение ЦРБ № 17, находится в аренде у общества. Арендодателем собственником помещения является МУ Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г. Шимановска. Обустройство входа в помещение аптеки пандусом должно быть выполнено только с согласия собственника помещения, так как данное обустройство будет относится к перепланировке арендуемого помещения. В настоящее время высота крыльца помещения аптеки очень значительная, ширина крыльца не позволяет дополнительно обустроить вход в помещение аптеки пандусом, в связи, с чем необходимо полностью разобрать крыльцо и тамбур арендуемого помещения. Указанные затраты по перепланировке помещения аптеки являются высокими и относятся к капитальному ремонту. В связи в вышеизложенным, выполнить переоборудование входа в нежилое помещение (аптеку) в настоящее время не представляется возможным, для этого необходимо полностью разобрать крыльцо и установит новое для этого необходимо получит согласие на перепланировку (переобустройство арендуемого помещения) у собственника и выполнить данные работы в теплое время года. В настоящее время в ЦРА № 17 г. Шимановска размещено объявление об обслуживании инвалидов-колясочников со служебного входа по индивидуальному обслуживанию. Служебный вход в помещение аптеки не имеет возвышенности и крыльца, в связи, с чем люди с ограниченными физическими возможностями могут быть обслужены (служебный вход оборудован кнопкой-вызовом). Требования к обустройству пандусом входа в помещения установлены СНиП 35-01-2001. Учитывая изложенное просят суд в удовлетворении заявления прокурора Шимановского района отказать.

Выслушав стороны,изучив материалы дела,нормы материального права,суд приходит к следующему.

Согласно ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц.

Российская Федерация - социальное государство,политика которого направлена насоздание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека (часть1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровьелюдей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,материнства, отцовства и детства,инвалидов и пожилых граждан,развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии,пособия ииные гарантии социальной защиты (часть2).

В соответствии со ст.15Федерального закона от24ноября1995г.N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственнымзданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным,междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского ипригородного пассажирского транспорта.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов,принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению иустранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания,дороги,транспорт и другие,внутренние и внешние объекты, включая школы,жилые дома,медицинские учреждения и рабочие места".

Согласно Постановлению Правительства РФ от7декабря1996г.N1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечениибеспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур,подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,относятся:жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры,библиотеки,музеи,места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения исоциальной защиты населения; объекты торговли,общественного питания и бытового обслуживаниянаселения,кредитные учреждения; гостиницы,отели,иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения,места отдыха, парки, сады,лесопарки,пляжи и находящиеся на ихтерритории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационногоназначения,аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессекоторых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения,связи иинформации:железнодорожные вокзалы,автовокзалы,аэровокзалы,аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного,водного ивоздушного транспорта,обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты,объекты малого бизнеса и другие местаприложения труда; тротуары,переходы улиц,дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениямтерритории иплощади.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур впроцессе строительства, реконструкции,ремонта и благоустройствадолжны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованиемвизуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемобъектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи,доступными дляинвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания,у лестниц привокзальныхплощадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств имест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц,дорог, магистралей и остановок городского транспорта общегопользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движенияинвалидов по территории вокзалов, городских парков и другихрекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовыхплощадках, а также при входах в наземные и подземные переходыулиц,дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями дляудобства нахождения инвалидов в общественном транспорте наотведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковкиспециальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и вместах парковки транспортных средств (до10процентов мест,но неменееодного места).

Создание условий длябеспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей:ПравительстваРоссийской Федерации; органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации; органов местного самоуправления; любыхкоммерческих и некоммерческих организаций независимо от ихорганизационно-правовых форм.

Согласно ст.2Федерального закона от24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических,правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как установлено судом и это неоспаривается сторонами, собственником нежилого помещения по <адрес>,расположенного в <адрес>являетсяМУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г Шимановска».

Данное нежилое помещение предоставлено ответчику ОАО «Амурфармацияпо договору аренды нежилого помещения отДД.ММ.ГГГГ.

В указанном нежилом помещении располагается филиал ОАО «Амурфамация» Центральная районная аптека № 17.

Из письма и.о.генерального директора ОАО «Амурфармация» № юр-4368от26сентября2011года следует,что обустройство входа пандусом аптеки № 17запланировано на начало октября2011года.

Таким образом,в судебном заседании установлено,что бездействие ОАО «Амурфармация»,выразившиеся в том,что вход в здание Центральной районной аптеки № 17не оборудован специальным приспособлением (пандусом),нарушает гарантированные государством права инвалидов,ограниченных в передвижении в части беспрепятственного доступав здание аптеки.

Согласно ст.2Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Пункт4.1Свода правил35-103-2011устанавливает,что здания учреждений (в том числе аптеки), должны быть доступными для различных категорий пользователей.-(маломобильным группам населения).

В соответствии с п.3.13СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть, как минимум один вход,приспособленный для маломобильных групп населения,с поверхности земли и из каждого доступного МГН подземного или наземного перехода,соединенного с этим зданием.

Согласно п.3.14СНиП35-01-2001наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261.При ширине лестниц на основных подходах к зданию2,5м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

При таких установленных обстоятельствах суд считает,что иск заявлен правомерно,здание Центральной районной аптеки № 17филиала «Амурфамация» не оборудовано соответствующим нормам действующего законодательства пандусом,чем нарушаются права и законные интересы маломобильных групп населения (включая инвалидов,использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры,в связис чем иск прокурора о возложении на ОАО «Амурфамация» обязанности произвести необходимые действия по обеспечению доступности маломобильных групп населения в здание Центральной районной аптеки № 17,филиала ОАО «Амурфамация»,расположенное по адресу г.Шимановск,ул.Ленина,д.44подлежит удовлетворению.

Суд считает,что срок,предложенный истцом,исполнить решение суда в срок до01сентября2012года,является разумным и достаточным.

Доводы ответчика,изложенные в отзыве,не свидетельствуют о том,что требования прокурора являются незаконными.

Согласно п.3.3.2Договора отДД.ММ.ГГГГарендатор обязан содержать арендуемое помещение и прилегающую территорию в надлежащем (техническом,санитарном,противопожарном) состоянии,производить текущий и капитальный ремонт помещения.Текущий ремонт производится за счет Арендатора,капитальный ремонт производится в соответствии с п.6.4Договора.

С учётом требований п.3.3.3,п.6.4Договора капитальный ремонт арендуемого помещения, перепланировка и переоборудование осуществляется Арендатором по согласованию с Арендодателем.

Пандус является элементом строительной конструкции.При этом установка пандуса на крыльце здания не приведет к изменениюего технико-эксплуатационных характеристик.Таким образом,установление строительного элемента-пандус относитсяк капитальному ремонту,а капитальный ремонт должен осуществляться Арендатором по согласованию с Арендодателем- собственником здания.

Третье лицо,не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г.Шимановска» Ходыко В.В.с иском прокурора согласился при этом пояснил,что при обращении ОАО «Амурфармация» с просьбой произвести установку пандуса вопрос будет решен положительно.

Довод стороны ответчика о том,что в настоящее время в ЦРА № 17г.Шимановска размещено объявление об обслуживании инвалидов-колясочников со служебного входа по индивидуальному обслуживанию суд находит не состоятельным,поскольку при обслуживании людей с ограниченными физическими возможностями со служебного входа,последние лишены возможности обозреть весь ассортимент медицинских препаратов и сделать правильный выбор при покупке лекарств,указанные мероприятия могут носить лишь временный характер,для того чтобы разрешить проблему по обслуживанию граждан с ограниченными физическими возможностями при отсутствии пандусов,и не должны носить постоянный характер.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Шимановского района удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Амурфармация» по не устройству беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - «пандус»,в части необходимости оборудования входа (выхода) филиала ОАО «Амурфармация» Центральной районной аптеки № 17для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,незаконным

Обязать ОАО «Амурфармация» в срок до01сентября2012года оборудовать вход здания Центральной районной аптеки № 17,расположенной по адресу:г.Шимановск,ул.Ленина,д.44пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме,то есть с23ноября2011года.

Председательствующий судья С.А.Белогрудова