решнеи от 09.12.2011 года по делу №2-593 по иску прокурора к администрации Саскалинского с/с о возложении обязанности обеспечить освещением участки автомобильных дорог.



                                                                                                                                 №2-593/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Шимановск                                                                                         09 декабря 2011 года.

                                                                   <данные изъяты>

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., с участием заместителя прокурора Шимановского района Амурской области Горшова А. А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шимановский» Гуркова А. В., при секретаре Меланиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о прокурора Шимановского района Амурской области Трубникова А. В. в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Саскалинского сельсовета к администрации Саскалинского сельсовета Шимановского района о возложении обязанности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд Амурской области обратился и.о прокурора Шимановского района Амурской области Трубников А. В. в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Саскалинского сельсовета к администрации Саскалинского сельсовета Шимановского района с исковым заявлением о возложении обязанности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес>.

При проведении подготовки к судебному разбирательству прокурор Шимановского района уточнил исковые требования. Просил обязать администрацию Саскалинского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусную остановку по <адрес>, перекресток по <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка соблюдения администрацией Саскалинского сельсовета требований действующего законодательства о местном самоуправлении, в ходе, которой установлено следующее. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения сельских поселений. В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Одним из обязательных условий по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения является установка искусственного освещения на участках дорог. Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённых приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст (далее ГОСТ Р 52766-2007). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть ведены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках. В октябре 2011 года МО МВД России «Шимановский» проведен осмотр дорог, дорожных сооружений и технических средств организаций дорожного движения в ходе которого установлено, следующее: в с.Саскаль отсутствует стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах. Таким образом, администрация Саскалинского сельсовета не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования, возложенные на нее действующим законодательством. Просит суд обязать администрацию Саскалинского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусную остановку по <адрес>, перекресток по <адрес>.

Представитель ответчика глава Саскалинского сельсовета Рачук Е. А. в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями прокурора согласна, дело просит рассмотреть в её отсутствие, и направить ей копию решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд в соответствии ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствии представителя ответчика.

Представитель третьего лица - государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шимановский» Гурков А. В. суду показал, что он полностью поддерживает требования прокурора, так как для безопасности дорожного движения, действительно важно освещение на автомобильных дорогах, проходящих в населенных пунктах.

Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

В соответствии с ч. 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения установленным правилам, стандартам, техническим регламентам, нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В данном конкретном деле на орган исполнительной власти в ведении, которого находятся дороги, то есть на администрацию Саскалинского сельсовета.

В соответствии с п.4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённых приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах.

В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках.

Освещенность улиц должна соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. №6.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела администрацией Саскалинского сельсовета не обеспечены освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусной остановке по <адрес>, перекрестке по <адрес>.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шимановский» Гурковым А.В., в с. Саскаль выявлены следующие недостатки в содержании дороги: в нарушение п. 4.6.1., 4.6.1.8. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы устройства. Общие требовании» отсутствует стационарное искусственное освещение дорожно-уличной сети села <адрес>, Лесная, Школьная, район СОШ.

Суд приходит к мнению, что не обеспечение освещением участков автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусной остановке по <адрес>, перекресток по <адрес>, является нарушением администрацией Саскалинского сельского совета требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено, является одной из причин ухудшения обстановки не только в сфере безопасности дорожного движения, но и совершения преступлений в целом, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

Бездействие ответчика в части отсутствии уличного освещения на указанных улицах <адрес> может явиться условием, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора о возложении на администрацию Саскалинского сельского совета <адрес> обязанности обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусную остановку по <адрес>, перекресток по <адрес> законными и обоснованными.

Прокурор Шимановского района предъявил требование о возложение на ответчика - администрацию Саскалинского сельского совета обязанности обеспечить освещением указанные участки автомобильных дорог в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации Саскалинского сельского совета иной срок предоставить не просила.

Суд считает необходимым обязать администрацию Саскалинского сельского совета в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусную остановку по <адрес>, перекресток по <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. прокурора Шимановского района Амурской области Трубникова А. В. удовлетворить.

Обязать администрацию Саскалинского сельского совета Шимановского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать в соответствии с действующим законодательством освещение участков автомобильных дорог расположенных в <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, автобусную остановку по <адрес>, перекресток по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме

Председательствующий: