№ 2-601/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Шимановск 19 декабря 2011 года (мотивированное решение составлено 21 декабря 2011 года) Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В., с участием представителя истца помощника прокурора Шимановского района Амурской области Ли К.Ю., представителя ответчика - главы Мухинского сельсовета Шимановского района Екомасовой В.В. при секретаре Донцовой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора и к администрации Мухинского сельсовета Шимановского района о запрещении администрации Мухинского сельского совета Шимановского района Амурской области использовать земельный участок, расположенный на расстоянии 1,5 км. от села Мухино, размером 0,5 га, в качестве свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности на администрацию Мухинского сельсовета осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного на расстоянии 1,5 км. от села Мухино, размером 0,5 га, который используется в качестве свалки твёрдых бытовых отходов, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. УСТАНОВИЛ: В Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился Амурский межрайонный природоохранный прокурор к администрации Мухинского сельсовета Шимановского района о запрещении администрации Мухинского сельского совета Шимановского района Амурской области использовать земельный участок, расположенный на расстоянии 1,5 км. от села Мухино, размером 0,5 га, в качестве свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности на администрацию Мухинского сельсовета осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного на расстоянии 1,5 км. от села Мухино, размером 0,5 га, который используется в качестве свалки твёрдых бытовых отходов, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Амурской области Ли К.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснил, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления в 1,5 километрах на северо-восток от с. Мухино Шимановского района. В соответствии со справкой о результатах проведенной проверки от 6.09.2011 года, на указанном земельном участке, площадью 0,5 Га, обнаружена свалка следующих видов отходов: твердые бытовые отходы, металлолом, отработанные шины, строительный мусор, бой стекла, полиэтиленовые бутылки, картонная тара. Отходы складируются без распределения на классы опасности, стихийно, территория свалки не огорожена, в результате чего происходит разнос ветром отходов на прилегающую местность. На территории свалки отсутствует эксплуатирующая организация. В соответствии с постановлением администрации с. Мухино Шимановского района № 9 от 17.09.1999 года, администрацией был выделен земельный участок на северо-востоке от села Мухино, на расстоянии 1,5 км от села, размером 0,5 га, под полигон твердых бытовых отходов. В соответствии с ответом администрации Мухинского сельского совета от 07.10.2011 года № 52, указанный полигон ТБО включен в реестр муниципальной собственности Мухинского сельского совета, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, так же отсутствует организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации полигона. Согласно заключения № 41 от 9 августа 1999 года, по результатам санитарно-гигиенической (эпидемиологической) экспертизы по отводу земельного участка под строительство, свалка для нечистот и жидких хозяйственных отбросов органического происхождения и твердых гниющих отходов, расположенная в Шимановском районе в с. Мухино, расположена на расстоянии 1,5 километров северо-восточнее села. При использовании земельного участка возможно влияние на почву. Настоящее экспертное заключение действительно на период строительства. В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-"06 отходах производства и потребления", территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 24.06.1998 N 89- "Об отходах производства и потребления", юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. В соответствии со ст. 12 данного федерального закона, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 14 ст. 15, данного федерального закона, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2, 3, 4 ст. 14. данного федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. В соответствии с требованиями пунктов 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 2.5, 2.8, 2.11, 2.14, ( временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденных Минприроды РФ от 15 июля 1994г, временные правила (далее - Правила) распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов. Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящих Правил, а также решений исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды. Природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами, соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами, осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения), обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов, оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно - технической документации. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами. Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. В соответствии с ч. 3 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. Частью 4 этой же статьи Федерального закона установлено, что при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Таким образом, в результате проведенной проверки установлено что, постановление администрации с. Мухино Шимановского района № 9 от 17.09.1999 года, о выделении земельного участка на северо-востоке от села Мухино, на расстоянии 1,5 км от села, размером 0,5 га, под полигон твердых бытовых отходов, принято незаконно, так как в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Свалка не оборудована в соответствии с действующим законодательством, на свалке отсутствует управляющая организация, таким образом, размещение отходов производится с нарушением указанных норм законодательства, то есть незаконно. В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Неисполнение требований законодательства в области отходов производства и потребления администрацией Мухинского сельсовета может привести к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду, а так же к возникновению чрезвычайной ситуации, то есть ставит под угрозу права и интересы неопределенного круга лиц. Учитывая, что в исковом заявлении не указано конкретно месторасположения свалки и с ходатайством представителя ответчика о предоставлении разумных сроков рекультивации земельного участка в связи с уточнением просит запретить администрации Мухинского сельского совета Шимановского района использовать земельный участок, расположенный на расстоянии 1,5 км. на северо-восток от села Мухино, размером 0,5 га, в качестве свалки твёрдых бытовых отходов. Обязать администрацию Мухинского сельского совета Шимановского района осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного на расстоянии 1,5 км. на северо-восток от села Мухино, размером 0,5 га, который используется в качестве свалки твёрдых бытовых отходов в срок до 1 июля 2012 года. Представитель ответчика - глава Мухинского сельсовета Екомасова В.В. суду пояснила, что согласно реестра у них действительно имеется объект недвижимости свалка твёрдых бытовых отходов. Она заступила на должность главы в 1996 году. До этого место, где расположена свалка, также использовалось под свалку ТБО. Постановлением главы Муниципального образования от 17 сентября 1999 года был выделен земельный участок под полигон ТБО. В настоящее время нормативы изменились и поэтому она частично согласна с требованиями. Данный полигон расположен на расстоянии свыше 1,5 км. от села, но сколько, сказать не может, примерно до 3-х км.. Ознакомившись с материалами дела, может пояснить, что фактически проверка природоохранной прокуратурой не проводилась. Сотрудник природоохранной прокуратуры к ним в администрацию не заходил и на фотографиях приложенных к исковому заявлению изображена их свалка или иная сказать не может, т.к. не известно какое и где место изображено. Нет данных кто и где сделал эти фотоснимки. К ним проверяющие от организаций всегда заходят, а проверяющего от природоохранной прокуратуры по свалке не было. С актом проведённой проверки их не знакомили и не установлено составлялся ли этот акт вообще. Несмотря на то, что свалка не огорожена и нет обслуживающей организации администрация села периодически выполняет работы т.е. оплачивает работу техники которая отходы ТБО сдвигает в одно место и утрамбовывает. Провести рекультивацию земельного участка в зимний период времени не возможно, т.к. земля промерзлая и работы по рекультивации могут быть проведены только в летнее время, когда оттает земля а как правило земля оттаивает где то до начала июля. В настоящее время хотя свалка и поставлена в реестр собственности, но не все документы на неё оформлены. Представитель ответчика Бугаков Р.А. с исковыми требованиями Амурского природоохранного прокурора не согласен. Пояснил, что в судебном заседании не доказан факт, что свалка ТБО состоящая в реестре в Мухинского сельсовета расположена на расстоянии 1,5 км от села Мухино. Просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью. Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований -Управления Росприроднадзора по Амурской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В адрес суда направлено пояснение к иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Мухинского сельсовета Шимановского района из которого следует, что в соответствии с требованиями п.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 « Санитарных правил содержания территории населенных мест» (далее Санитарные правила) обезвреживание твердых бытовых отходов (далее ТБО) должно проводиться на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. В силу п. 3.2. Санитарных правил твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). В соответствии с п.3.3 Санитарных правил на земельные участки для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Согласно исковому заявлению участок, на который осуществляется вывоз твердых бытовых отходов от села Мухино Шимановского района, на основании постановления администрации с. Мухино Шимановского района от 17.09.1999г. № 9 является специально отведенным участком под полигон твердых бытовых отходов и на данный участок получено согласование учреждения санитарно-эпидемиологической службы в форме заключения Центра Госсанэпиднадзора в Шимановском районе от 09.08.1999г. №41. В силу абзаца 2 п.3.3 Санитарных правил работы на полигоне следует вести в полном соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, согласованной с Минздравом и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981г. (далее Инструкция). В настоящее время взамен Инструкции 1981г. введена в действие Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996г. и согласованная письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996г. № 01-8/17-11. Согласно Инструкции полигон - комплекс природоохранительных сооружений, Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ответом администрации Мухинского сельского совета от 07.10.2011 года № а также пояснениями главы администрации Мухинского сельсовета свалка ТБО включена в реестр муниципальной собственности Мухинского сельского совета, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, так же отсутствует организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации полигона. Согласно постановления главы Мухинской сельской администрации Шимановского района Амурской области № от 17.09. 1999 года выделен земельный участок на северо-восток от села Мухино, на расстоянии 1,5 км от села размером 0,5га под полигон для твёрдых бытовых отходов. В соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996г. и согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996г. № 01-8/17-11 при складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Согласно раздела 2 Инструкции организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона; разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта. Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием N карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности. Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. Согласно п.4.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение может заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2м. и высотой не более 2 м. Согласно справки о результатах проведенной проверки от 06 сентября 2011 года на земельном участке площадью 0,5 га в 1,5 км на северо-восток от села Мухино находятся твёрдые бытовые отходы, металлолом, отработанные шины, строительный мусор, бой стекла, полиэтиленовые бутылки, картонная тара. Отходы складируются без распределения на классы опасности, стихийно, территория свалки не огорожена, в результате чего происходит разнос ветром отходов на прилегающую местность. Отсутствует эксплуатирующая свалку организация. Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-"06 отходах производства и потребления", территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 24.06.1998 N 89- "Об отходах производства и потребления", юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. В ст. ст. 12 отражено, что, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 14 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2, 3, 4 ст. 14. данного федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. В соответствии с требованиями пунктов 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 2.5, 2.8, 2.11, 2.14, ( временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденных Минприроды РФ от 15 июля 1994г, временные правила (далее - Правила) распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов. Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящих Правил, а также решений исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Правила обязательны для использования в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды. Природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами, соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами, осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения), обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов, оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно - технической документации. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами. Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. Таким образом в судебном заседании установлено, что свалка ТБО расположенная в 1,5 км на северо-восток от села Мухино Шимановского района не имеет правоустанавливающих документов, расположена на расстоянии менее 3-х км от села Мухино, на свалке нет организации её эксплуатирующей. Отходы складируются хаотично, свалка не огорожена и т.д. С учётом вышеизложенного суд считает, что исковое заявление Амурского природоохранного прокурора к Мухинскому сельсовету о запрещении использовать земельный участок, расположенный на расстоянии 1,5 км. от села Мухино, размером 0,5 га, в качестве свалки твёрдых бытовых отходов и возложении обязанности на администрацию Мухинского сельсовета осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного на расстоянии 1,5 км. на северо-восток от села Мухино, размером 0,5 га, который используется в качестве свалки твёрдых бытовых отходов, в срок до 01 июля 2012 года подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Мухинского сельсовета Шимановского района удовлетворить.. Обязать администрацию Мухинского сельсовета Шимановского района запрещетить использовать земельный участок, расположенный на расстоянии 1,5 км на северо-восток от села Мухино, размером 0,5 га, в качестве свалки твёрдых бытовых отходов и обязать администрацию Мухинского сельсовета осуществить рекультивацию земельного участка, расположенного на расстоянии 1,5 км. на северо-восток от села Мухино, размером 0,5 га, который используется в качестве свалки твёрдых бытовых отходов, в срок до 01 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня принятия его провозглашения. Председательствующий:
предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий
защиту от загрязнения атмосферы, почвы. Поверхностных и грунтовых вод,
препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО на полигонах выполняются механизировано. Согласно раздела 2 Инструкции организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона; разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта. Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием N карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности. Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Аналогичные требования к эксплуатации полигонов установлены также Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В силу п.4.4. Санитарных правил по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение может заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2м. и высотой не более 2 м. Согласно исковому заявлению и материалам, приложенным к исковому заявлению, отходы на отведенном участке складируются без распределения на классы опасности, стихийно, территория свалки не огорожена, в результате чего происходит разнос ветром отходов на прилегающую территорию, на территории отсутствует обслуживающая организация. Тем самым, земельный участок отведенный под размещение и утилизацию отходов от села Мухино Шимановского района эксплуатируется не в соответствии с требованиями санитарного законодательства.