решение по делу № 2-466 от 19.10.11 г. по заявлению прокурора о возложении обязанности ОАО `УКСЗ` вернуть, либо зачесть в счет оплаты коммунальных платежейденежные средств, уплаченны нанимателями за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного д



                                                                                                                                                  Дело № 2-466

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 г. г. Шимановск

(мотивированное решение составлено 26 октября 2011 года)

Шимановский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Рощенко С.В.,

с участием представителя прокуратуры Шимановского района Горшова А.А.,

представителя ответчика ОАО «Управляющая компания служба заказчика» Базылевой В.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований - администрации г. Шимановска Бобылевой Л.Д., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Донцовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимановского района о возложении обязанности ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», <адрес>, вернуть либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01.2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования <адрес> за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за наём жилого помещения, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

                                       

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением в интересах РФ, муниципального образования г. Шимановск, неопределенного круга лиц обратился прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. о возложении обязанности ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» <адрес>, вернуть либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с ДД.ММ.ГГГГ до вступления настоящего решения суда в законную силу нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановск за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за наем жилого помещения, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

         В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Амурской области Горшов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что прокуратурой района в соответствии с указанием прокуратуры Амурской области проведена проверка обоснованности начисления и взимания платы за коммунальные услуги, в ходе которой установлено, что ОАО Управляющая компания «Служба заказчика» необоснованно начисляется и взимается плата за коммунальные услуги с жителей г. Шимановска. Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации либо муниципальным образованием и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования (ст. 19 ЖК РФ). В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управлением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирным доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности уполномоченное им лицо - наймодатель. Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и соответственно, правом выбора управляющей организации. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, содержащий состав общего имущества многоквартирного дама, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилищного помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1,4 ст. 162 ЖК РФ). Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем, как управомоченным собственником лицом. Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются. Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ). В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме. " Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (деле -управляющая организация), внося плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организацией. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленной договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст.155 ЖК РФ). Аналогичное положение закреплено в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт, общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по её перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает. Из материалов проверки следует, что решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 18.12.2009 года установлена базовая ставка платы за наем в размере 1,4 рубля за 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Тем не менее, ОАО «Управляющая компания «Служба заказчика» в соответствии с приказом ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» от 13.12.2010 года начисляет и взимает с нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений, расположенных на территории г. Шимановск, Амурская область, плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за 1 кв. м. в размере: 20,66 рублей для жилых помещений со всеми удобствами (без лифтов и мусоропроводов), 13,45 рублей для жилых помещений без удобств. 24,83 рублей для жилых помещений со всеми удобствами (с лифтами и мусоропроводами), 20,75 рублей для жилых помещений со всеми удобствами (без лифтов, но с мусоропроводами). На основании ч. 3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. ОАО «Управляющая компания «Служба заказчика» не является наймодателем жилых помещений, предоставляемых администрацией г. Шимановска гражданам по договорам найма жилых помещений. Таким образом, начисление и взимание ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» с нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений платы за наем является незаконным. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Перечисленные действия ответчика грубо нарушают права и законные интересы граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска, возлагая на них обязанность вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также плату за наем указанных жилых помещений. Несоответствие действий ответчика федеральному законодательству нарушает интересы Российской Федерации, защита которых, в соответствии со ст. 2 ГПК РФ, является одной из задач гражданского судопроизводства, поскольку ведет к нарушению основного принципа правового государства, закрепленного в ст. 4 Конституции РФ, а именно - верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Кроме того, нарушены права и законные интересы муниципального образования город Шимановск, поскольку плата за наем жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска поступает в ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», а не в бюджет г. Шимановска. Просит суд обязать ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», <адрес>, вернуть либо зачесть в счет оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01.2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В отношении исковых требований о возложении обязанности ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», <адрес>, вернуть либо зачесть в счет оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01.2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за наем жилого помещения в течение, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу он просит производство прекратить, т.к. от данных исковых требований отказывается и их снимает.

          Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания служба заказчика» Базылева В.М. с исковыми требованиями частично согласна, суду показала, что прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» о возложении обязанности о возврате коммунальных платежей уплаченные с 01.01.2011 года нанимателями жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за наем жилого помещения. ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» по существу предъявленных требований фактически руководствуется ст. 154 ЖК РФ из которой следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма или найма жилого помещения государственного или жилого фонда, включает в себя: - плату за пользование жилым помещением (плата за наем); - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; - плату за коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг у нанимателя жилого помещения по договору социального найма возникает с момента заключения договора социального найма в соответствии со ст. 153, п.2 ЖК РФ. Согласно ФЗ РФ № 184 от 26.12.2005г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливается ежегодный предельный индекс платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального фонда. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы- устанавливаемые по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Предельные индексы размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются на неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на совещании по вопросу согласования предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги на определенный год составляется протокол с представителями муниципального образования г. Шимановска по согласованию предельных индексов. Администрация г. Шимановска доводит предельные индексы до ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» на основании которых, формируются тарифы на следующий финансовый год. ОАО «УкСЗ» 13.12.2010г. издала приказ об утверждении тарифов для населения на 2011г. 14.12.2010г. данные тарифы были направлены в администрацию г. Шимановска для согласования. Получила тарифы начальник отдела экономики администрации г. ФИО6 В мае 2011г. МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Шимановска» известил о проведении открытого конкурса на выбор организации для управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности города Шимановска. В соответствии с конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения 13,45 руб. за 1 кв.м.В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан: - а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей; в) обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать требования пункта 6 настоящих Правил; д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию; е) производить текущий ремонт жилого помещения; ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством; з) информировать наймодателя в установленные договором социального найма жилого помещения сроки об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением; и) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ; к) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка; л) при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством. Просит суд исковые требования о возврате ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика коммунальных платежей уплаченные с 01.01.2011года нанимателями жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за наем жилого помещения, оставить без удовлетворения. Однако она признаёт тот факт, что постановления главы администрации г. Шимановска или постановления Шимановского городского совета к ним в ОАО «УкЗС» о установлении размера (тарифа) оплаты за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома указанного в приказ об утверждении тарифов для населения на 2011г. 14.12.2010г. к ним не поступало.

Представитель администрации г. Шимановск Бобылева Л.Д. с исковыми требованиями прокурора Шимановского района не согласна, суду показала, что требования прокурора Шимановского района необоснованны.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.

Согласно извещения о проведении открытого конкурса на выбор управляющей организации для управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности г. Шимановска наЛот и Лот выставлены были многоквартирные дома в г. Шимановске и указан размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 13,45 руб 1 кв.м.

Согласно договора управления многоквартирным домом заключенного 06 июля 2011 года МУ КУМС администрации г. Шимановска в лице руководителя ФИО8 с одной стороны и ОАО УКЗС в лице ФИО9 с другой стороны отражено, что расходы на жилое помещение и коммунальные услуги несут собственники (наниматели). Размер платы за содержание и ремонт помещения устанавливается в соответствии с долей в праве общей собственности, пропорционально площади занимаемого помещения. Плата за помещение и ремонт помещения, включающая в себя:- плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;- Плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное водоснабжение, электроснабжение, вывоз жидких бытовых отходов. Размер платы за содержание и ремонт помещения, коммунальные услуги определяется в размере:- плата за содержание и ремонт помещения - 13,45 рублей за 1 кв. м. помещения; плата за коммунальные услуги определяется в соответствии с утверждёнными в установленном порядке тарифами.

Согласно Решения Шимановского городского Совета народных депутатов №54/2 от 01 декабря 2008 года « Об утверждении тарифов для населения» утверждён тариф для населения на 2009 года на «Содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме - 12,47 руб с 1 квадратного метра общей площади, в том числе : - текущий ремонт и эксплуатация строительных конструкций жилого фонда - 5,75 руб; текущий ремонт и эксплуатация внутридомовых инженерных сетей - 5,09 руб,; техническое обслуживание внутренних электрических сетей и внутреннего освещения мест общего пользования жилого фонда - 0,98 руб.; освещение мест общего пользования - 0,52 руб.; дератизация - 0,13 руб.

Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим кодексом.

Согласно ст. 19 ЖК РФ, собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации либо муниципальным образованием и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования.

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управлением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирным доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности уполномоченное им лицо - наймодатель.

Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и соответственно, правом выбора управляющей организации.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, содержащий состав общего имущества многоквартирного дама, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилищного помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1,4 ст. 162 ЖК РФ).

Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем, как управомоченным собственником лицом.

Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме. "

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно решения Шимановского городского совета народных депутатов от 18 декабря 2009 года утверждена базовая ставка платы за пользование помещением (платы за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в размере 1,4 рубля за 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

Согласно Устава муниципального образования г. Шимановск в ст. 22 п. 5 (полномочия Совета депутатов) отражено о определении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, согласно ст. 36 (полномочия администрации города Шимановска) в п. 4 отражено владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принимаемыми Советом депутатов.

Согласно приказа ОАО УКЗС от 13.12. 2010 года установлен на 2011 год размер платы (тариф), за жилищные услуги для населения за содержание жилья в размере 20,66 рублей за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без лифтов и мусоропроводов, 13,45 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без удобств, 24,83 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов с лифтами и мусоропроводами, 20,75 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без лифтов, но с мусоропроводами а также и плата за наём в размере 1,4 рубля за 1 кв.м. в месяц.

Из ходатайства, поданного главе администрации г. Шимановска директором управляющей компании ОАО УКЗС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что управляющая компания просит утвердить тарифы на содержание и ремонт жилого помещения для собственников домов.

Из ответа исполняющего обязанности мэра г. Шимановска следует, что установление органами местного самоуправления указанной платы возможно только органами местного самоуправления в случаях им порядке указанных в п.п. 34-36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству РФ.

Согласно представленных и исследованных в судебном заседании стороной ответчика протоколов совещания по вопросу согласования предельных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги на 2010 год по г. Шимановску от 23 сентября 2009 года проведенного в Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области предложения администрации г. Шимановска и протокола совещания от 25 августа 2009 года по данному вопросу о согласовании тарифов на 2009 года следует, что согласован предельный рост тарифов.

Таким образом, наниматели жилого помещения по договору социального найма несут бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который установлен для них органами местного самоуправления. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по её перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких либо исключений из него ЖК РФ не предусматривает.

В судебном заседании было установлено, что руководителем управляющей организации был установлен с 01 января 2011 года платы (тариф), за жилищные услуги для населения за содержание жилья в размере 20,66 рублей за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без лифтов и мусоропроводов, 13,45 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без удобств, 24,83 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов с лифтами и мусоропроводами, 20,75 за 1 кв.м. в месяц для многоквартирных домов без лифтов, но с мусоропроводами а также и плата за наём в размере 1,4 рубля за 1 кв.м. в месяц. Вместе с тем также было установлено, что органом местного самоуправления плата за содержание и ремонта общего имущества многоквартирного дома на 2011 год не устанавливалась, а также и то, что данная плата (тариф) был установлен на 2009 год Решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 01.12. 2008 года. Однако период действия данного тарифа был определён только на 2009 год и в дальнейшем он не был продлён. Согласование предельного роста тарифов в Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области не свидетельствует об установлении оплаты (тарифа) органом местного самоуправления.

Таким образом, учитывая, что на 2011 год плата (тариф) на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не устанавливалась суд считает, что требования прокурора о возложении обязанности на Открытое Акционерное Общество «Управляющая компания служба Заказчика», расположенную по адресу <адрес> возвратить либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01. 2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу, нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.

Учитывая, что истец отказался от исковых требований о возложении обязанности на Открытое Акционерное Общество «Управляющая компания служба Заказчика», расположенную по адресу <адрес> возвратить либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01. 2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу, нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за найм жилого помещения, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу гражданское дело в этой части исковых требований подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шимановского района удовлетворить.

Обязать Открытое Акционерное Общество «Управляющая компания служба Заказчика, расположенную по адресу г. Шимановск, Амурской области, <адрес> возвратить либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01. 2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу, нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Гражданское дело в части исковых требований о возложении обязанности, на Открытое Акционерное Общество «Управляющая компания служба Заказчика, расположенную по адресу <адрес> возвратить либо зачесть в счёт оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01. 2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу, нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за найм жилого помещения, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить в связи с отказом от этой части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

         Кассационным определением от 16 декабря 2011 года решение Шимановского районного суда от 19 октября 2011 года в части возложения обязанности на ОАО «Управляющая компания служба Заказчика» возвратить либо зачесть в счет оплаты коммунальных платежей денежные средства, уплаченные с 01.01.2011 года до вступления настоящего решения суда в законную силу, нанимателям жилых помещений муниципального жилого фонда муниципального образования г. Шимановска за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отменить, и направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

        В остальной части решение Шимановского районного суда от 19 октября 2011 года оставить без изменения.