Решение №2-130/2012 от 11.03.2012 года По заявлению прокурора Шимановского района о внесении изменений в Устав г.Шимановска, дополнив его полномочиями местного значения



Дело № 2-130

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя заявителя - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А.,

представителя Шимановского городского Совета народных депутатов и администрации г. Шимановска Амурской области Антоновой В.Г., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к Шимановскому городскому Совету народных депутатов о возложении обязанности внести в Устав г.Шимановска изменения, дополнив его полномочиями местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с заявлением к Шимановскому городскому Совету народных депутатов о возложении обязанности внести в Устав г.Шимановска изменения, дополнив его полномочиями местного значения.

В судебном заседании представитель заявителя – заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требование поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проведена проверка Устава г.Шимановск, принятого решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 01.06.2006 года №5/1, опубликован в газете «Победа» от 05.07.2006 года № 53 (далее по тексту - Устав), в ходе которой установлено, что ряд положений данного Устава не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. В соответствие с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 01.08.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям муниципальных образований были отнесены следующие вопросы: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности. Тем не менее, в статье 4 Устава г. Шимановска перечисленные вопросы местного значения отсутствуют. Устав муниципального образования закрепляет и регулирует отношения во всех основных сферах жизнедеятельности населения г.Шимановска, служит основой дальнейшего местного нормотворчества. Таким образом, несоответствие положений Устава требованиям действующего федерального законодательства влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования г.Шимановск в части обоснованного правового закрепления вопросов организации и функционирования муниципального образования город Шимановск, а также регулирующего нормы поведения для местного самоуправления и муниципальных служащих, которыми они должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности. Несоответствие указанных положений устава федеральному законодательству также нарушает интересы РФ в части единообразного применения федеральных законов на территории Российской Федерации, а также муниципального образования г. Шимановска в части организации и осуществления местного самоуправления на его территории, защита которых в соответствии со ст. 2 ГПК РФ является одной из задач гражданского судопроизводства, поскольку ведет к нарушению основного принципа правового государства, закрепленного в ст. 4 Конституции РФ, а именно - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45, 251 ГПК РФ, просит суд обязать Шимановский городской Совет народных депутатов внести изменения в Устав г. Шимановска: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности».

В судебном заседании представитель Шимановского городского Совета народных депутатов Антонова В.Г. суду пояснила, что Шимановский городской совет народных депутатов возражает против заявленных прокурором требований по тем причинам, что при внесении изменений в Устав необходимо соблюдение определённой процедуры. Постановлением администрации г.Шимановска от 02.03.2012 года № 235 постановлено провести публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав города Шимановска. Данное постановление и сам проект опубликованы в газете «Победа»- печатном органе г.Шимановска. Проведение слушаний по внесению изменений назначено на 16.03.2012 года. Кроме того, Горсовет не может понять избирательность заявленных прокурором требований, поскольку в федеральное законодательство РФ в 2011 году было внесено много изменений, а прокурор требует внести изменения только по указанным им обстоятельствам.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации г.Шимановска Антонова В.Г. суду пояснила, что администрация г.Шимановска также не согласна с требованиями прокурора Шимановского района по аналогичным основаниям.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ, граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФФз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления»), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 указанного Закона, перечень вопросов местного значения городского округа определяется Уставом муниципального образования из числа вопросов местного значения, установленных в ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Часть 1 статьи 18 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет положение, в соответствии с которым перечень вопросов местного значения может определяться только данным Федеральным законом.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращением с заявлением о признании, недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В судебном заседании установлено, что прокурор Шимановского района предъявил требование о возложении обязанности на Шимановский городской Совет народных депутатов внести в Устав г.Шимановска изменения: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности».

Статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 1 Федерального Закона №184-ФЗ от 06.10.99 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п.1 ч.1 ст. 22 Устава муниципального образования город Шимановск, вопросы принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции Шимановского городского Совета народных депутатов.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе обязывать представительный орган местного самоуправления или должностное лицо муниципального образования вносить в соответствующие нормативные правовые акты изменения, поскольку порядок принятия нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, внесения в них изменений установлены названными выше федеральными законами и их Уставами.

Принятие нормативных правовых актов или внесение в них каких-либо изменений и дополнений в судебном порядке законом не предусмотрено, поскольку полномочиями принимать устав муниципального образования, вносить в него изменения и дополнение наделен представительный орган местного самоуправления, а не суд. Суд вправе лишь в порядке Главы 24 ГПК РФ признать недействующим нормативный правовой акт в силу его противоречия федеральному закону или иному другому закону имеющему большую юридическую силу.

При этом следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в определении №396-О от 04.10.05, согласно которой в случаях, когда субъекты права законодательной инициативы не ограничены в возможности воспользоваться данным правом, рассмотрение дел в судебном порядке является вмешательством в законодательный процесс, что недопустимо с точки зрения соответствия принципу разделения государственной власти на законодательную и судебную.

Суд также обращает внимание на тот факт, что администрации города Шимановск подготовлен проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Шимановск, публичные слушания по которому назначены на 16.03.2012 года. В указанном проекте решения, в том числе, содержаться сведения о внесении дополнений в части предоставления помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать прокурору Шимановского района в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Прокурору Шимановского района Артюшкевич В.К. в удовлетворении заявленных требований о возложении на Шимановский городской совет народных депутатов обязанности внести в Устав муниципального образования город Шимановск изменения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через данный суд в порядке в порядке Главы 39 ГПК РФ путём подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня его принятия судов в окончательной форме.

Председательствующий: