Дело № 2-162 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 апреля 2012 года г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МО МВД России «Шимановский» Кернасовой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К., действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Актайского сельского совета Шимановского района Амурской области о возложении обязанности по обеспечению освещением автомобильных дорог, расположенных на территории с. Актай Шимановского района, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Актайского сельского совета о возложении обязанности по обеспечению освещением автомобильных дорог, расположенных на территории с. Актай Шимановского района. В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требования поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка соблюдения администрацией Актайского сельсовета требований действующего законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения сельских поселений. В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Одним из обязательных условий по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения является установка искусственного освещения на участках дорог. Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст (далее ГОСТ Р 52766-2007). Все требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть ведены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках. В феврале 2012 года МО МВД России «Шимановский» проведен осмотр дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в ходе которого установлено следующее. В с. Актай отсутствует стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах по <адрес> от <адрес> до <адрес>. Таким образом, администрация Актайского сельсовета не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования, возложенные на нее действующим законодательством. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию Актайского сельсовета в срок до 01.10.2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от <адрес> до <адрес>. Представитель ответчика – администрации Актайского сельского совета – Жойдик Н.Е. в судебное заседание не прибыла, в материалах дела имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела без её участия. Из отзыва главы Актайского сельсовета Жойдик Н.Е. следует, что для обеспечения освещением автомобильных дорог, расположенных на территории <адрес> от <адрес> до <адрес> заключён договор с ИП ФИО5 на поставку материалов на монтаж уличного освещения с. Актай на сумму <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ платёжным поручением произведена оплата в сумме <данные изъяты> рублей за испытание и измерение электроустановок уличного освещения по счёту № от ДД.ММ.ГГГГ согласно договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ и акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. На необходимые мероприятия в бюджете Актайского сельсовета заложено <данные изъяты> рублей. Основные средства выделяет администрация Шимановского района во втором квартале 2012 года. Планируется произвести освещение автомобильных дорог до 01.10.2012 года. В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МО МВД России «Шимановский» Кернасова Е.В. суду пояснила, что в феврале 2012 года МО МВД России «Шимановский» был проведен осмотр дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в ходе которого установлено что в с. Актай отсутствует стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах по <адрес> от <адрес> до <адрес>. Считает иск прокурора состоятельным и подлежащим удовлетворению. Представитель третьего лица администрации Шимановского района ФИО10 в судебное заседание не прибыл, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ст. 21, 26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-I, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц. В судебном заседании установлено, что на территории Актайского муниципального образования находится сельский населённый пункт – с. Актай. На момент рассмотрения дела администрацией Актайского сельсовета не обеспечены освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от <адрес> до <адрес>. Статьёй 132 Конституции РФ введено понятие вопросов местного значения, которые закрепили основы компетенции местного самоуправления, предоставив органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению, в частности, осуществление охраны общественного порядка. Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ Таким образом, организация освещения улиц входит в перечень непосредственных полномочий органов местного самоуправления, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения данного муниципального образования. В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008г. N1734-р), основными задачами в области обеспечения безопасности вавтодорожном хозяйстве являются: улучшение освещения, разметки и конфигурации дорожной сети. Соответственно устройство дополнительного искусственного уличного освещения, которое используется в зонах с недостаточным по нормам естественным освещением, направлено на достижение безопасности движения и защищённость его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с актом от 22.02.2012 года, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шимановский» ФИО8, в с. Актай выявлены следующие недостатки в содержании дороги: в нарушение п. 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы устройства. Общие требования» отсутствует стационарное искусственное освещение на <адрес> от <адрес> – (объекты: здание школы, здание администрации, автобусная остановка), до <адрес>. Пунктом 7.2.28. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17 марта 2004г.NОС-28/1270-ис) предусмотрено устройство искусственного освещения на автомобильных дорогах: в населённых пунктах; на автобусных остановках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения. Суд приходит к мнению, что необеспечение участков автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от <адрес> до <адрес>, является нарушением администрацией Актайского сельского совета требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения». При этом представленные материалы, в частности договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между заказчиком - администрацией Актайского сельсовета в лице главы Жойдик Н.Е., с одной стороны, и подрядчиком – ООО «Дальвест», свидетельствуют о фактическим принятии ответчиком мер по обеспечению освещением улиц <адрес>. Прокурор Шимановского района предъявил требование о возложение на ответчика обязанности обеспечить освещением указанные участки автомобильных дорог в срок до 01.10.2012 года. Сторона ответчика иной срок предоставить не просила. Учитывая изложенное, суд считает законными и обоснованными требования прокурора о возложении на администрацию Актайского сельского совета Шимановского района Амурской области обязанности обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в <адрес> от <адрес> до <адрес> срок до 01 октября 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Обязать администрацию Актайского сельского совета Шимановского района Амурской области в срок до 01 октября 2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в селе Актай Шимановского района Амурской области по <адрес>. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) в порядке Главы 39 ГПК РФ с момента его оглашения судом. Председательствующий:
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: организация освещения улиц.