решение от 16.04.2012 года по делу №2-164 по иску прокурора к Нововоскресеновскому сельсовету об освещении автомобильных дорог.



№ 2-164/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Шимановск 16 апреля 2012 года.

<данные изъяты>

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., с участием заместителя прокурора Шимановского района Амурской области Горшова А. А., представителя ответчика администрации Нововоскресеновского сельсовета - главы Нововоскресеновского сельсовета Гавага О. И., при секретаре Королевой В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В. К. в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района о возложении обязанности в срок до 01.10.2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с.Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд Амурской области обратился прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В. К. в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Нововоскресеновского сельсовета к администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района с исковым заявлением о возложении обязанности в срок до 01.10.2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с.Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка соблюдения администрацией Нововоскресеновского сельсовета требований действующего законодательства о местном самоуправлении, в ходе, которой установлено следующее. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения сельских поселений. В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Одним из обязательных условий по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения является установка искусственного освещения на участках дорог. Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённых приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст (далее ГОСТ Р 52766-2007). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть ведены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках. В феврале 2012 года МО МВД России «Шимановский» проведен осмотр дорог, дорожных сооружений и технических средств организаций дорожного движения в ходе которого установлено, следующее: в с.Нововоскресеновка отсутсвует стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах: по ул.Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по улице Победы, по ул.Совесткая от пересечения с ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская. В с. Аносово не освещена автобусная установка по ул.Управленченская. Таким образом, администрация Нововоскресеновского сельсовета не исполняет обязанности по организации уличного освещения на территории муниципального образования, возложенные на нее действующим законодательством. Просит суд обязать администрацию Нововоскресеновского сельсовета в срок до 01.10.2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с. Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

Представитель ответчика глава Нововоскресеновского сельсовета Гавага О. И. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме. Нововоскресеновским сельсоветом уже заключен договор на поставку материала на монтаж уличного освещения и договор о выполнении работ по испытанию и измерению электроустановок уличного освещения в с.Нововоскресеновка и с.Аносово. Думает, что в срок 01.10.2012 года участки автомобильных дорог, расположенных в с.Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая будут обеспечены освещением.

Согласно ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Представитель третьего лица – МО МВД России «Шимановский» был уведомлен надлежащим образом, о месте и времени судебного разбирательства, однако в суд не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, в связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 21,26 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

В соответствии с ч. 4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения установленным правилам, стандартам, техническим регламентам, нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В данном конкретном деле на орган исполнительной власти в ведении, которого находятся дороги, то есть на администрацию Нововоскресеновского сельсовета.

В соответствии с п.4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённых приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах.

В соответствии с п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на автобусных остановках.

Освещенность улиц должна соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. №6.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела администрацией Нововоскресеновского сельсовета не обеспечены освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с. Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

В акте от 27.02.2012 года, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шимановский» капитаном полиции Гурковым А.В., в с. Нововоскресеновка выявлены следующие недостатки в содержании дороги: в нарушение п. 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы устройства. Общие требовании» отсутствует стационарное искусственное освещение дорожно-уличной сети по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

Суд приходит к мнению, что не обеспечение освещением участков автомобильных дорог, расположенных в с. Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области по ул.Советская от пересечения с ул.Лесная до д.32, автобусной остановке по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул. Управленческая, является нарушением администрацией Нововоскресеновского сельского совета требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено, является одной из причин ухудшения обстановки не только в сфере безопасности дорожного движения, но и совершения преступлений в целом, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

Бездействие ответчика в части отсутствии уличного освещения на указанных улицах с. Нововоскресеновка может явиться условием, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора о возложении на администрацию Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района Амурской области обязанности обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с.Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая законными и обоснованными.

Прокурор Шимановского района предъявил требование о возложение на ответчика – администрацию Нововоскресеновского сельского совета обязанности обеспечить освещением указанные участки автомобильных дорог в срок до 01.10.2012 года.

Представитель ответчика – администрации Нововоскресеновского сельского совета иной срок предоставить не просила.

Суд считает необходимым обязать администрацию Нововоскресеновского сельского совета в срок до 01.08.2012 года обеспечить освещением участки автомобильных дорог, расположенных в с.Нововоскресеновка по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В. К. удовлетворить.

Обязать администрацию Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района Амурской области в срок до 01 октября 2012 года организовать в соответствии с действующим законодательством освещение участков автомобильных дорог расположенных в с. Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области по ул. Высокая в районе Нововоскресеновской СОШ, по ул.Победы до пересечения с ул.Партизанской, перекресток ул.Партизанская – Советская, а также расположенных в с.Аносово автобусную остановку по ул.Управленческая.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: