Решение №2-129/2012 от 11.03.2012 гола По иску прокурора Шимановского района к администрации г. Шимановска о внесении изменений в Устав г. Шимановска Амурской области



Дело № 2-129

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года г. Шимановск

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя заявителя - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А.,

представителя Шимановского районного Совета народных депутатов – Алямкина В.М., действующего по должности,

представителя заинтересованного лица – администрации Шимановского района Амурской области Булгакова Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к Шимановскому районному Совету народных депутатов о возложении обязанности внести в Устав Шимановского района изменения, дополнив его полномочиями местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с заявлением к Шимановскому районному Совету народных депутатов о возложении обязанности внести в Устав Шимановского района изменения: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.»; 2.2. установить в Уставе запрет на принятие муниципальным служащим без письменного разрешения главы муниципального образования наград, почётных и специальных званий от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

В судебном заседании представитель заявителя – заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требования поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проведена проверка Устава Шимановского района, принятого решением Шимановского районного Совета народных депутатов от 20.12.2005 года №15/200, опубликован в информационном вестнике от 30.01.2006 года №1 (далее по тексту - Устав), в ходе которой установлено, что ряд положений принятого Устава не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. В соответствие с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 01.08.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым к муниципального района полномочиям сельских поселений были отнесены следующие вопросы: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности. Тем не менее, в статье 10 Устава Шимановского района перечисленные вопросы местного значения отсутствуют. 16.05.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 03 мая 2011 года № 92-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальному служащему запрещено принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Однако, в статье 43.1. Устава Шимановского района указанный запрет отсутствует. Устав муниципального образования закрепляет и регулирует отношения во всех основных сферах жизнедеятельности населения Шимановского района, служит основой дальнейшего местного нормотворчества. Таким образом, несоответствие положений Устава требованиям действующего федерального законодательства влечёт за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования Шимановского района в части обоснованного правового закрепления вопросов организации и функционирования муниципального образования Шимановского района, а также регулирующего нормы поведения для органов местного самоуправления и муниципальных служащих, которыми они должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности. Несоответствие указанных положений Устава федеральному законодательству также нарушает интересы РФ в части единообразного применения федеральных законов на территории Российской Федерации, а также муниципального образования Шимановского района в части организации и осуществления местного самоуправления на его территории, защита которых в соответствии со ст. 2 ГПК РФ является одной из задач гражданского судопроизводства, поскольку ведёт к нарушению основного принципа правового государства, закреплённого в ст.4 Конституции РФ, а именно - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45, 251 ГПК РФ, просит суд обязать Шимановский районный Совет народных депутатов внести в Устав Шимановского района изменения: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.»; 2.2. установить в Уставе запрет на принятие муниципальным служащим без письменного разрешения главы муниципального образования наград, почётных и специальных званий от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

В судебном заседании представитель Шимановского районного Совета народных депутатов – Алямкин В.М. суду пояснил, что

В судебном заседании представитель администрации Шимановского района Булгаков Р.А. суду пояснил, что

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ, граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень вопросов местного значения городского округа определяется Уставом муниципального образования из числа вопросов местного значения, установленных в ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Часть 1 статьи 18 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет положение, в соответствии с которым перечень вопросов местного значения может определяться только данным Федеральным законом.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращением с заявлением о признании, недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также об устранении нарушений закона.

В судебном заседании установлено, что прокурор Шимановского района предъявил требование о возложении обязанности на Шимановский районный Совет народных депутатов внести в Устав Шимановского района изменения: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.»; 2.2. установить в Уставе запрет на принятие муниципальным служащим без письменного разрешения главы муниципального образования наград, почётных и специальных званий от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 1 Федерального Закона №184-ФЗ от 06.10.99 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе обязывать представительный орган местного самоуправления или должностное лицо муниципального образования вносить в соответствующие нормативные правовые акты изменения, поскольку порядок принятия нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, внесения в них изменений установлены названными выше федеральными законами и их Уставами.

Принятие нормативных правовых актов или внесение в них каких-либо изменений и дополнений в судебном порядке законом не предусмотрено, равно как полномочиями принимать устав муниципального образования, вносить в него изменения и дополнение наделен представительный орган местного самоуправления, суду не наделён. Суд вправе лишь в порядке Главы 24 ГПК РФ признать недействующим нормативный правовой акт в силу его противоречия федеральному закону или иному другому закону имеющему большую юридическую силу.

При этом следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в определении №396-О от 04.10.05, согласно которой в случаях, когда субъекты права законодательной инициативы не ограничены в возможности воспользоваться данным правом, рассмотрение дел в судебном порядке является вмешательством в законодательный процесс, что недопустимо с точки зрения соответствия принципу разделения государственной власти на законодательную и судебную.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать прокурору Шимановского района в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Прокурору Шимановского района Артюшкевич В.К. в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности внести в Устав Шимановского района изменения: 2.1. дополнить Устав полномочиями местного значения следующего содержания: «предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.»; 2.2. установить в Уставе запрет на принятие муниципальным служащим без письменного разрешения главы муниципального образования наград, почётных и специальных званий от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через данный суд в порядке в порядке Главы 39 ГПК РФ путём подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: