Дело № 2-232 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 мая 2012 года г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Лебедева Д.С., представителя ответчика – администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района Сологубовой М.М., действующей по должности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району – Шарпаева О.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района о возложении обязанности по обеспечению пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района о возложении обязанности по обеспечению пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Лебедев Д.С. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду пояснил, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой Шимановского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утвержден ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области ФИО4 В результате проверки установлено, что в соответствии с должностными обязанностями, сотрудниками ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области осуществляется контроль за исполнением Правил пожарной безопасности на территории муниципальных образований Шимановского района. Проведенной ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в 2011 году проверкой установлены нарушения правил пожарной безопасности на территории Петрушинского сельсовета Шимановского района: в с. Базисное, с. Случайное, с. Петруши, ст. Петруши не произведена очистка территории от сухой растительности. По результатам проверки ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Петрушинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено Предписание об устранении выявленных нарушений №. В соответствии с указанным Предписанием, срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой исполнения ранее выданного Предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведенной ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в Петрушинском сельсовете ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, указанные в Предписании, не устранены. На момент проверки территория с.Базисное, с. Случайное, ст. Петруши по-прежнему не была очищена от сухой растительности. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 того же Федерального закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п., для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В нарушение вышеназванных требований администрацией Петрушинского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляется. Ненадлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, просит суд признать бездействие администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района Амурской области по исполнению мер пожарной безопасности: п.п.21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) незаконным. Обязать администрацию Петрушинского сельсовета Шимановского района Амурской области произвести очистку территории с. Базисное, с. Случайное, ст. Петруши от сухой растительности в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика – администрации Петрушинского сельсовета Сологубова М.М. иск прокурора Шимановского района признала в полном объёме, суду пояснила, что действительно на территории с. Базисное, с. Случайное, ст. Петруши на отдельных участках присутствует сухая растительностью. Считает, что в пределах срока, заявленного представителем прокуратуры, администрация произведёт расчитску указанных населённых пунктов от сухой растительности. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району Шарпаев О.А. суду пояснил, что в нарушение п. 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а также п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, администрацией Петрушинского сельсовета не произведена очистка внутренних территории от сухой растительности населённых пунктов: с. Базисное, с. Случайное, ст. Петруши. Считает, что иск прокурора Шимановского района подлежит удовлетворению. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В судебном заседании установлено, что на территории Петрушинского муниципального образования находятся сельские населённые пункты – с. Петруши, с.Случайное, с. Базисное, ст. Петруши, территория которых не очищена от сухой растительности. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту – Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Шарпаевым О.А. для исполнения главе Петрушинского сельсовета ФИО8, в период с 09.00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 09.00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка населённых пунктов Петрушинского сельсовета: с. Петруши, с. Базисное, ст. Петруши, с. Случайное. Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: произвести очистку внутренней территории населённых пунктов от сухой растительности. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Из акта №54 внеплановой выездной проверки от 16.04.2012 года стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Петрушинского сельсовета на предмет выполнения предписания №185/1/124 от 18.10.2011 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности не произведена очистка внутренней территории населённых пунктов (с. Базисное, с. Случайное, ст. Петруши) от сухой растительности. В данном случае бездействие со стороны администрации Петрушинского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности, при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества. Судом также изучено постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьёй по Шимановскому районному судебном участку, согласно которого, глава администрации Петрушинского сельского совета привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района и признать бездействие ответчика - администрации Петрушинского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, незаконным. Обязать администрацию Петрушинского сельского совета Шимановского района произвести очистку от сухой растительности внутренних территорий населённых пунктов: с. Базисное, с. Случайное, ст.Петруши. Суд, учитывая, что представитель ответчика иной срок предоставить не просил, считает необходимым обязать администрацию Петрушинского сельского совета произвести очистку от сухой растительности внутренних территорий вышеперечисленных населённых пунктов в срок- в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить. Признать бездействие администрации Петрушинского сельсовета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным. Обязать администрацию Петрушинского сельского совета Шимановского района Амурской области произвести очистку от сухой растительности внутренних территорий населённых пунктов: с. Базисное, с. Случайное, ст.Петруши в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его провозглашения. Председательствующий: