по делу об административном правонарушении г. Шимановск 15 ноября 2011 года Судья Шимановского районного суда Амурской области Белогрудова С.А., с участием государственного инспектора г. Шимановска и Шимановского района Шарпаева О.А. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей юридического лица ОАО «РЖД» Матяш В.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Белоцерковского А.Г., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Тимченко Е.В., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «Российские железные дороги), <данные изъяты> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: В Шимановский районный суд Амурской области на рассмотрение поступил вышеуказанный материал. Государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору старшим лейтенантом внутренней службы Шарпаевым О.А. ДД.ММ.ГГГГ было выписано предписание отделения надзорной деятельности МЧС России № 58/1/71 от 25.04.2011 г. ОАО «Российские железные дороги» по выполнению нарушений требований пожарной безопасности, срок выполнения предписания 01 августа 2011 г. При проведении внеплановой проверки с 19 по 20 сентября 2011 г. ОАО «Российские железные дороги» в установленный предписанием срок (01 августа 2011 года) не выполнило пункт 2 предписания отделения надзорной деятельности МЧС России № 58/1/71 от 25.04.2011 г., то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.5 ч. 12 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный пожарный надзор. В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Белоцерковский А.Г. суду пояснил, что в адрес ОАО «РЖД» 25.04.2011 г. было выдано предписание о необходимости устранить недостатки, выявленные в ходе проверки в срок до 01 августа 2011 года. П. 2 предписания устранить в срок не представилось возможным из-за отсутствия денежных средств. 31 октября 2011 года предписание было исполнено в полном объеме. После выполнения предписания был приглашен инспектор по пожарному надзору, который никаких замечаний не имел. Просит суд строго не наказывать. В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Матяш В.В. суду пояснил, что нарушение было, в срок исполнить предписание не имели финансовой возможности, в настоящее время предписание выполнено в полном объеме. В судебном заседании государственный инспектор государственного пожарного надзора по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по Амурской Шарпаев О.А. суду пояснил, что во исполнение и.о начальника ОНД, главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Е.П. Псыркова № от ДД.ММ.ГГГГ, с 19 по 20 сентября 2011 года была проведена проверка выполнения предписания № 58/1/71 от 25.04.2011 г., дома отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановская эксплуатационного локомотивного депо ТЭЧ -11 ст. Белогорска филиала ОАО «Российские железные дороги» Забайкальской железной дороги по адресу: <адрес>. совместно с начальником пункта подменных локомотивных бригад ТЧП - 71 эксплуатационного локомотивного депо <адрес> Богомазова Г.П., коменданта отдыха локомотивных бригад Климкина Л.Д., в результате которой было выявлено, что в установленный предписанием срок не были выполнен следующий пункт: - провода системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара выполнены, горючим кабелем ( п. 3.9 Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в доме отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановская эксплуатационного локомотивного депо ТЭЧ -11 ст. Белогорска филиала ОАО «Российские железные дороги» Забайкальской железной дороги возложена на юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время пункт 2 предписания выполнен, он выходил на место в дом отдыха локомотивных бригад и проверял выполненную работу, замена кабеля системы оповещения в настоящее время отвечает всем необходимым требованиям. Учитывая, что на сегодняшний момент п. 2 предписание исполнено просит суд ОАО «Российские железные дороги» строго не наказывать, Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами. Законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 19 июля 2009 г.) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статья 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) определяет следующее: Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от и организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лиц, гражданами Российской Федерации, … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Нарушение правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, то есть специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п. 2 ППБ 01-03, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в доме отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановская эксплуатационного локомотивного депо ТЭЧ -11 ст. Белогорска филиала ОАО «Российские железные дороги» Забайкальской железной дороги возложена на юридическое лицо Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Факт невыполнения ОАО «Российские железные дороги» п. 2 законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, подтверждается следующими материалами дела: - предписанием № 58/1/71 от 25 апреля 2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности ОАО «Российские железные дороги» согласно которого в срок до 01.08.2011 года необходимо было устранить 3 вида нарушений требований пожарной безопасности; - распоряжением и.о. начальника ОНД главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Псыркова Е.П. № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что государственному инспектору по пожарному надзору <адрес> и <адрес> Шарпаеву О.А. поручается провести выездную внеплановую выездную проверку выполнения предписания № 58/1/71 от 25 апреля 2011 года дома отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановская эксплуатационного локомотивного депо ТЭЧ -11 ст. Белогорска филиала ОАО «Российские железные дороги» Забайкальской железной дороги по адресу: <адрес>; - актом № проверки надзора за выполнением требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого была проведена внеплановая выездная проверка с 19 по 20 сентября 2011 года в отношении дома отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановская эксплуатационного локомотивного депо ТЭЧ -11 ст. Белогорска филиала ОАО «Российские железные дороги» Забайкальской железной дороги по адресу: <адрес>, которой было выявлено, что не устранен пункт 2 предписания от 25 апреля 2011 г.; - протоколом № 160 об административном правонарушении от 03 октября 2011 года, из которого следует, что при проведении внеплановой проверки 20 сентября 2011 г. открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» не выполнен пункт 2 предписания отделения надзорной деятельности МЧС России № 58/1/71 от 25 апреля 2011 г., за что предусмотрена административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Таким образом, оценив в совокупности все исследованные доказательства по делу, прихожу к выводу, что юридическим лицом открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» совершена объективная сторона правонарушения, так как оно своевременно не выполнило пункт 2 в установленный предписанием срок. Действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при установленных выше обстоятельствах суд квалифицирует по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный пожарный надзор. При исследовании имеющихся в деле доказательств судьей установлено, что порядок привлечения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 12 КоАП РФ, государственным инспектором по <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Шарпаевым О.А. не нарушен. Давая оценку исследованным доказательствам, изобличающим данного правонарушителя в содеянном, нахожу их имеющими доказательное значение, так как последние получены с соблюдением требований закона, не противоречат друг другу и фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании установлено, что п. 2 Предписания выполнен 31 октября 2011 года, ранее выполнить указанный пункт предписания не имели возможности в связи с отсутствием финансирования. Государственный инспектор <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Шарпаев О.А. после выполнения предписания был в доме отдыха локомотивных бригад пункта подменных локомотивных бригад ТЧП-71 ст. Шимановска и суду пояснил, что п. 2 Предписания выполнен, там произведена замена кабеля системы оповещения и управления эвакуацией людей, которая в настоящее время отвечает всем необходимым требованиям. Смягчающими вину обстоятельством суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, исполнение предписания. Отягчающим вину обстоятельством у ОАО «РЖД» суд признает повторное совершение однородного административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Суд, оценив совокупность фактических обстоятельств, совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения, учитывая смягчающие вину обстоятельства, приходит к выводу, что совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушение прав и интересов государства и граждан, считает данное правонарушение малозначительным, в связи, с чем полагает возможным освободить ОАО «РЖД» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ - вследствие малозначительности административного правонарушения, ограничившись вынесением устного замечания в ее адрес. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 19.5 ч. 12, 2.9, 29.7- 29.11 КоАП РФ, суд, П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги», прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив устное замечание. Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Судья С.А. Белогрудова