Дело № 55-40 Р Е Ш Е Н И Е по протесту на постановление по делу об административном правонарушении 05 октября 2011 года г. Шимановск Судья Шимановского районного суда Амурской области Воробьёв А.А., с участием заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А., старшего инспектора - государственного инспектора г.Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Шарпаева О.А., при секретаре Ковалёвой Т.Л., рассмотрев протест прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. на постановление мирового судьи по Шимановскому городскому судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Андреевой Н.А., У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи по Шимановскому городскому судебному участку от 09.09.2011 года прекращено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А., за отсутствием в её действиях состава правонарушения. Не согласившись с постановлением мирового судьи от 09.09.2011 года, прокурор Шимановского района подал протест в Шимановский районный суд. В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. протест поддержал и суду пояснил, что постановлением мирового судьи Амурской области по Шимановскому городскому судебному участку от 09.09.2011 года в отношении Андреевой Н.А. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Данное постановление незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. На основании п. «в» ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п.п. «г» п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547 (далее по тексту - Положение №547), руководители организаций проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.п. «д» п. 4 Положения, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для руководителей организаций повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Пункт 5 данного Положения гласит, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. В соответствии с п. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённым постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841 (далее по тексту - Положение №841), обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан. Директор МОУ СОШ №4 Андреева Н.А. назначена на должность 31.08.2007 года, что подтверждается приказом Управления образования администрации г. Шимановска №60. С указанного периода и до настоящего времени обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций в специализированных учреждениях Андреева Н.А. не проходила, что она сама не отрицала. Тем не менее, мировым судьёй производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения по следующим основаниям. В действиях Андреевой Н.А. отсутствовал прямой умысел на не прохождение обучения в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, поскольку Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий должно было организовать в рамках единой системы подготовки населения в области и выделить на это средства из федерального бюджета. При этом, суд не привёл ссылки на нормативные правовые акты, из которых следует, что Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий должно было организовать в рамках единой системы подготовки населения в области и выделить на это средства из федерального бюджета. Следовательно, вывод о невозможности пройти обучение Андреевой Н.А. основан только на предположениях суда. Между тем, на основании п. «в» ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что организации обязаны осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, постановление мирового судьи Амурской области по Шимановскому районному судебному участку от 09.09.2011 года в отношении Андреевой Н.А. было вынесено незаконно и необоснованно, что является основанием для его отмены. На основании изложенного, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ просит суд постановление мирового судьи по Шимановскому городскому судебному участку от 09.09.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Андреевой Н.А. отменить и вернуть дело на новое рассмотрение в тот же суд. Старший инспектор - государственный инспектор г.Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Шарпаев О. О. суду пояснил, что выводы мирового судьи не основаны на законе, так как обучение руководители организации должны проходить не в учебных центрах МЧС, а в учебных центрах ГО и ЧС Амурской области. О том, что надо проходить обучение руководители учреждений неоднократно предупреждались. Все руководители Шимановского района прошли обучения, после предупреждения, в г.Шимановске руководители учреждений предупреждение и требования закона проигнорировали. При этом, обучение руководителей в УМЦ по ГОЧС проводится за счёт федерального бюджета. Директор МОУ СОШ №4 Андреева Н.А. о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась. Суд в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ рассматривает дело в отсутствии Андреевой Н.А. Заслушав стороны, исследовав материалы дела по административному производству по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А., суд находит протест прокурора Шимановского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Как следует из постановления мирового судьи по Шимановскому городскому судебному участку от 09.09.2011 года, мировым судьёй установлен факт отсутствия в действиях Андреевой Н.А., как руководителя учреждения, прямого умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, по тем основаниям, что Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий для руководителей образовательных учреждений и их заместителям г.Шимановска не выделена квота для комплектования в качестве слушателей УМЦ по ГОЧС Амурской области на 2010 года в целях проведения мероприятий, направленных на обучение в области ГО, по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При этом из описательно-мотивировочной части постановления следует, что мировой судья пришёл к выводу о том, что директор МОУ СОШ №4 Андреева Н.А. не имела возможности пройти обучение, так как методическое руководство, координация и контроль за подготовкой в области защиты от ЧС возложена на министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, которое должно было организовать в рамках единой системы подготовки населения в области и осуществить в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, а денежные средства на прохождение обучения в области пожарной безопасности из федерального бюджета не были выделены. В связи с изложенным мировым судьёй производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ в отношении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А. прекращено, за отсутствием в её действиях состава правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при … отсутствие состава административного правонарушения. Согласно п.п. «а» п. 13 Положения №547, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Согласно Акта проверки №32/4 от 24.08.2011 года, в рамках проведения плановой документарной проверки, основанием которой послужило распоряжение №32 от 16.08.2011 года и.о. начальника отделения НД по г. Шимановску и Шимановскому району Псыркова Е.П., выявлено нарушение руководителем МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А. соблюдения обязательных требований по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое выразилось в уклонении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А. от прохождения обучения в учебно-методических центрах гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. Как следует из Протокола №32/4/10-1 об административном правонарушении от 24.08.2011 года, Андреева Н.А. привлечена к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в том, что виновный не выполняет предусмотренные действующим на территории Российской Федерации законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе на объектах производственного или социального характера (т.е. в школах, больницах, жилых домах и т.п.). При этом виновный нарушает ряд положений Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера". Согласно ст. 20 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. Согласно п.п. «г» п. 2 Положения №547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители … организаций. Как следует из приказа начальника Управления образования администрации г.Шимановска Толстоуховой Г.И. №60 от 31.08.2007 года, Андреева Н.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №4 с 31.08.2007 года назначена на должность директора МОУ СОШ №4 г. Шимановска. Согласно свидетельства серии 28 №000345307, Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г.Шимановска Амурской области (МСОШ 4) имеет статус юридического лица с 22.12.2005 года. Согласно п.п. «д» п. 4 Положения №547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Согласно п. 5 Положения №547, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. В графе «Объяснения лица, в отношении которого составлен протокол», сделанные директором МОУ СОШ №4 Андреевой Н.В. собственноручно в протоколе №32/4/10-1 от 24.08.2011 года об административном правонарушении, указано, что обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в период её работы в должности директора не проводилось. Таким образом, в результате проверки старшим инспектором выявлены нарушения со стороны руководителя образовательного учреждения Андреевой Н.А. норм Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 02.11.200 года №841 «Об утверждении положения об организации обучения в области гражданской обороны», что влечёт за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Согласно п. «е» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны: финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 14 Положения №547, финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счёт организаций. Согласно п.п. «а» п.3 Положения № 841, лица подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций. Согласно п. 4 Положения №841, обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан. Совокупностью собранных по делу доказательств, установлено, что одной из обязанностей возложенных законодателем на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является осуществление координации, методического руководства и контроля за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Между тем финансирование процесса, направленного на обучение работников организаций по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, является обязанностью той организации, у которой возникли трудовые отношения с конкретным работником. Соответственно, в данном случае ответственным лицом за решение вопроса о финансировании мероприятий по прохождению курса обучения директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А., является Управление образования администрации г.Шимановска Амурской области. Кроме того, суд считает необоснованной ссылку мирового судьи на отсутствие в УМЦ по ГОЧС Амурской области квот для обучения руководителей образовательных учреждений, поскольку План комплектования, на который ссылается мировой судья, как на доказательство данного обстоятельства, прямо содержит сведения о количестве руководителей учреждений, направляемых на обучение и датах данных обучений. Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны мотивированное решение по делу. Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Срок привлечения к административной ответственности по протоколу об административном правонарушении от 24.08.2011 года на момент рассмотрения не истёк. Установив необоснованность выводов мирового судьи о том, что финансирование мероприятий по обучению руководителей учреждений в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, уполномочено и должно осуществлять Министерство Российской Федерации по делам ГОЧС, а также отсутствие квот на обучение руководителей образовательных учреждений, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях Андреевой Н.А. состава правонарушения, и считает необходимым постановление мирового судьи по Шимановскому городскому судебному участку от 09.09.2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А., отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье по Шимановскому городскому судебному участку Амурской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку Амурской области от 09.09.2011 года о прекращении производства об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора МОУ СОШ №4 Андреевой Н.А. отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судьи по Шимановскому районному судебному участку Амурской области. Судья: