РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2010 года. р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Рябкова И.А., при секретаре Морозовой Н.В., с участием заместителя прокурора Шиловского района Комиссарова А.А., истца Коврова В.А., представителей ответчика МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» - ФИО2 и ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Коврова Валерия Александровича к Муниципальному образовательному учреждению «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением,
УСТАНОВИЛ:
Ковров В.А. обратился в суд с иском к МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула в сумме [Информация обезличена] рубля [Информация обезличена] коп. и взыскании компенсации морального вреда в размере [Информация обезличена] рублей, мотивируя тем, что с 08 октября 2009 года он работал в указанной школе в должности учителя музыки с окладом [Информация обезличена] руб. [Информация обезличена] коп. семь часов в неделю. На основании приказа № 93 от 18 августа 2010 года он был уволен с работы по подпункту «а» п.6 ст.81 ТК РФ за прогул в связи с отсутствием на рабочем месте без уважительной причины с 07 по 21 июня 2010 года. Данное увольнение истец считает незаконным.
Впоследствии истец отказался от исковых требований в части восстановления его на работе и оплате времени вынужденного прогула, в связи с добровольным выполнением указанных требований ответчиком.
Определением суда от 08 октября 2010 года производство по делу в указанной части прекращено.
Истец Ковров В.А. в судебном заседании требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме [Информация обезличена] рублей поддержал, пояснив, что в связи с незаконным увольнением он понес нравственные страдания, которые выразились в том, что из-за записи в трудовой книжке он не смог устроиться на работу, в связи с чем, потерял в заработной плате, кроме этого из-за случившегося заболела его жена, и была вынуждена обращаться за медицинской помощью.
Представитель ответчика МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» ФИО2 - директор школы и ФИО1, действующая на основании доверенности, с требованиями истца не согласились, пояснив при этом, что требования Коврова В.А. о восстановлении его на работе и оплате вынужденного прогула выполнены добровольно в исполнение протеста прокурора Шиловского района от 15 сентября 2010 года. Требования о компенсации морального вреда в размере [Информация обезличена] рублей являются необоснованными, поскольку Ковров В.А. действительно в течение 12 рабочих дней с 07 июня 2010 года по 21 июня 2010 года отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины, в связи с чем, 18 августа 2010 года был уволен по подпункту «а» п.6 ст.81 ТК РФ. Указанное обстоятельство могут подтвердить работники школы, однако работники бухгалтерии УО и МП ошибочно оплатили Коврову В.А. 17 рабочих дней вместо 5, как было указано заместителем директора по УР ФИО6 в табеле учета исполнения рабочего времени и расчета заработной платы. ФИО6 при заполнении табеля не указала причину неявки Коврова В.А. на работу в период с 07 июня 2010 года по 21 июня 2010 года, поскольку не могла связаться с ним и выяснить причину неявки, поэтому поставила только общее количество отработанных дней «5». Работники расчетного отдела централизованной бухгалтерии УО и МП при начислении заработной платы зачеркнули в табеле цифру «5» и оплатили за 17 дней. Этим и воспользовался Ковров В.А. обратившись в прокуратуру. В результате чего был вынесен Протест прокурора, на основании которого образовательное учреждение было вынуждено восстановить Коврова В.А. на работе и оплатить время вынужденного прогула. Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3 бюджетное учреждение и поступающие финансовые средства являются средствами целевого назначения. Вне целевое расходование бюджетных средств не допускается. В связи с этим, образовательное учреждение не имеет возможности удовлетворить требование о выплате Коврову В.А. какой-либо суммы за причинение морального вреда. Кроме этого факт причинения истцу морального вреда (физических и нравственных страданий в результате действий ответчика) отсутствует. Допущенная ошибка в процедуре увольнения исправлена, истец восстановлен на работе, трудовой стаж Коврову В.А. сохранен, произведена оплата времени вынужденного прогула.
Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, заключение прокурора, считавшего, что поскольку увольнение Коврова В.А. было проведено незаконно, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в разумных пределах, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновение спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом достоверно установлено, что согласно приказа № 109 от 08 октября 2009 года Ковров Валерий Александрович был принят на работу в МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» [...] и с ним заключен трудовой договор № 62 от 08 октября 2009 года.
С 22 июня 2010 года по 16 августа 2010 года Ковров В.А. находился в очередном ежегодном отпуске.
[Дата обезличена] года в соответствии с приказом № 93 по МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3», ФИО0был уволен с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 6 статьи 81 ТК РФ, за прогулы, имевшие место с 07 по 21 июня 2010 года. Считая увольнение незаконным, Ковров В.А. 18 августа 2010 года обратился с заявлением в прокуратуру Шиловского района Рязанской области.
По указанному факту прокуратурой Шиловского района Рязанской области была проведена совместная проверка с Государственной инспекцией труда в Рязанской области, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и было установлено, что МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» при увольнении Коврова В.А. допущены нарушения трудового законодательства, в связи с чем, в адрес директора школы ФИО16 09 сентября 2010 года Государственной инспекцией труда в Рязанской области вынесено предписание [Информация обезличена], обязывающее устранить допущенные нарушения трудового законодательства, а именно: до 20 сентября 2010 года отменить приказ № 93 от 18 августа 2010 года о расторжении трудового договора с Ковровым В.А., как изданный при отсутствии соответствующего законного основания и не соответствующий трудовому законодательству, до 30.09.2010 года выплатить Коврову В.А. средний заработок за все время вынужденного прогула, а также устранить другие нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, выявленные в ходе внеплановой, выездной проверки.
15 сентября 2010 года на имя директора МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» ФИО2 вынесен протест прокурора на приказ № 93 от 18 августа 2010 года с требованием отменить указанный приказ, как противоречащий действующему трудовому законодательству РФ, выплатить Коврову В.А. средний заработок за время вынужденного прогула. Кроме этого 15 сентября 2010 года прокурором Шиловского района Рязанской области вынесено представление в адрес директора МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» об устранении нарушений трудового законодательства РФ.
17 сентября 2010 года прокурором Шиловского района Рязанской области вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Рязанской области.
Предписание Государственной инспекции труда в Рязанской области работодателем обжаловано не было. Приказом № 104 от 17 сентября 2010 года по МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» приказ № 93 от 18 августа 2010 года «об увольнении с занимаемой должности» в отношении Коврова В.А. отменен, в связи с нарушением при его издании трудового законодательства. Коврову В.А. в трудовую книжку были сделаны соответствующие записи, а также начислена и выплачена заработная плата за время вынужденного прогула.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, кроме этого подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела: копией приказа № 109 от 08 октября 2009 года о приеме Коврова В.А. на работу; копией трудового договора № 62 от 08 октября 2009 года; копией приказа № 93 от 18 августва 2010 года об увольнении с работы; копией приказа № 104 от 17 сентября 2010 года «об отмене приказа об увольнении»; табелем учета использования рабочего времени за июнь 2010 года МОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3»; копией акта проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной Государственной инспекцией труда в Рязанской области Федеральной службы по труду и занятости от 09.09.2010 года № 31/2; копией предписания [Информация обезличена] от 09.09.2010 года об обязании устранить нарушения трудового законодательства; протестом прокурора от 15.09.2010 года и другими материалами прокурорской проверки по обращению Коврова В.А. по вопросу незаконного увольнения, который был исследован в судебном заседании.
В соответствии со статьей 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно статье 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать, в том числе работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников. Режим рабочего времени устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Допрошенные в судебном заседании по ходатайству представителей ответчика свидетели ФИО17., ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8 и ФИО7 пояснили, что в период с 01.06.2010 года по 25.06.2010 года в Шиловской средней школе № 3 работал лагерь «Малышок». Согласно утвержденного графика работы лагеря, они находились на своих рабочих местах. Ответственным лицом за музыкальное сопровождение всех воспитательных мероприятий лагеря был назначен учитель [...] Ковров В.А., который в установленные часы его работы на рабочем месте отсутствовал.
Вместе с тем свидетель ФИО6 - заместитель директора по учебной работе, допрошенная в судебном заседании также по ходатайству представителей ответчика, пояснила, что при составлении табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за июнь 2010 года, она отметила учителю [...] Коврову В.А. пять рабочих дней, не указав при этом дни прогулов, поскольку отсутствовала информация о причине отсутствия Коврова В.А. на рабочем месте. В таком виде табель был сдан в бухгалтерию, где посчитали, что допущена ошибка и оплатили Коврову В.А. 17 рабочих дней в июне 2010 года.
Оценивая показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд находит, что они не подтверждаются документально, поскольку судом установлено, что в табеле учета рабочего времени, представленным работодателем в централизованную бухгалтерию, не отмечены дни прогулов работника Коврова В.А. за июнь 2010 года, заработная плата ему выплачена в полном объеме.
Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что Ковров В.А. отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины с 07 по 21 июня 2010 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку документально факт прогула истца не зафиксирован надлежащим образом.
При этом суд не может принять в качестве бесспорных доказательств нарушения Ковровым В.А. трудовой дисциплины и совершения прогулов, представленные суду ответчиком акт от 17 августа 2010 года об отказе работника от объяснения и докладные об отсутствии Коврова В.А. на работе с 07 по 21 июня 2010 года от 07 июня 2010 года, от 21 июня 2010 года и от 25 июня 2010 года, поскольку указанные документы не учтены и не зарегистрированы в надлежащем порядке, в связи с чем невозможно установить, использовались ли данные документы в ходе привлечения работника к дисциплинарной ответственности или нет.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что как в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Рязанской области досудебной проверки обоснованности увольнения истца, так и в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения работодателем процедуры увольнения Коврова В.А., в связи с чем увольнение истца являлось незаконным.
При таких обстоятельствах требования Коврова В.А. о возмещении ему компенсации морального вреда являются обоснованными.
В силу статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая обстоятельства дела, степень физических и нравственных страданий Коврова В.А., претерпеваемых им в результате незаконного увольнения, принцип разумности и справедливости, суд находит, что сумма компенсации морального вреда в размере [Информация обезличена] рублей, определенная истцом, является завышенной и подлежит уменьшению до [Информация обезличена] рублей.
Согласно п.п.8 п.1 ст.333.32 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований
Поскольку Ковров В.А. при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Коврова Валерия Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» в пользу Коврова Валерия Александровича компенсацию морального вреда в размере [Информация обезличена] рублей.
В остальной части иска Коврову Валерию Александровичу отказать.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» государственную пошлину в доход государства в размере [Информация обезличена] рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Рязанский областной суд в десятидневный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шиловский районный суд.
Судья: