по иску Смирновой Э.В. к УПФРФ по Шиловскому району о досрочном назначении пенсии по старости



                                                                                                                                           Дело № 2-378/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                02 сентября 2011 года                                                                                         р.п. Шилово

         Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего – судьи Сорокиной О.В., с участием истца Смирновой Э.В., представителя истца Макаровой Г.И., представителя ответчика Филаретовой Л.М., при секретаре Сазонове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Смирновой Эльвиры Вильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

            Смирнова Э.В. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, согласно которой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности. Однако ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказало по тем основаниям, что на момент обращения у нее имелось льготного стажа только 24 года 7 месяцев 26 дней, что недостаточно для досрочного назначения пенсии по старости. Ответчик исключил из льготного стажа периоды нахождения Смирновой Э.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитал в календарном порядке, в то время как должен был засчитать в льготном исчислении

Считая данный отказ неправомерным, истица просит обязать ответчика включить ей в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в календарном исчислении. Период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица просит засчитать в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца. Также истец просит признать за ней право на льготную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (то есть с момента обращения).

            В судебном заседании истец Смирнова Э.В. поддержала заявленные требования в полном объеме и кроме того, просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца Смирновой - Макарова Г.И., действующая в судебном заседании на основании доверенности, поддержали заявленные требования доверителя.

         Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Филаретова Л.М., действующая в судебном заседании по доверенности, иск не признала, так как считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно сведениям трудовой книжки Смирновой Э.В. и справке, уточняющей особый характер работы, следует засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть всего 24 года 7 месяцев 26 дней. Не включены в стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , курсы повышения квалификации в специальный стаж не входят. Что же касается спорного периода отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то он включен в специальный стаж в календарном исчислении, и льготному исчислению он не подлежит.

     Заслушав объяснение истца и ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему

    Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

          В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ)

               По делу установлено, что Смирнова Э.В. ДД.ММ.ГГГГ принята в Шиловскую центральную районную больницу на должность врача-педиатра с прохождением интернатуры, где работает по настоящее время, что подтверждается сведениями трудовой книжки Смирновой Э.В. (АТ-IV ) и справкой, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанной справке, Смирнова Э.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дородовый) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (послеродовый). Также Смирнова Э.В. находилась на курсах повышения квалификации в г. Рязани: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, из указанной справки усматривается, что с момента поступления (ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время Смирнова Э.В. работала полный рабочий день, на 1,0 ставку, а также то, что Шиловская ЦРБ переименована в муниципальное учреждение «Шиловская центральная районная больница» на основании Постановления муниципального образования Шиловский район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, с соответствующими документами, однако получила отказ из-за недостаточности требуемого специального стажа, мотивированный тем, что по подсчетам пенсионного органа с учетом записей в трудовой книжке и справки, уточняющей особый характер работы возможно засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 24 года 7 месяцев 26 дней. При этом период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был засчитан в специальный стаж в календарном порядке. Не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации медработников с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

          Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Смирновой Э.В. о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ и решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ.

            Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, те есть действовавшие до 31 декабря 2001 года.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение медицинских работников до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, руководствовались Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, а также Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно –эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) производится за один год и 3 месяца. В указанном Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в пункте 1 значатся «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологичеких учреждений всех форм собственности».

Согласно информационного письма Министерства труда и социального развития РФ                № 7392-ЮЛ и пенсионного фонда РФ № ЛЧ – 25-25/10067 от 04.11.2002 г., основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Учитывая, что как предшествующая отпуску работа, так и последующая после отпуска исчислялись в льготном исчислении (как 1 год за 1 год 3 месяца), следовательно и сам отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(дородовый) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (послеродовый) должен быть засчитан в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца.

                  Повышение квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя является обязанностью работников, которая устанавливается трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.

        В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Смирнова Э.В. находилась на курсах повышения квалификации медицинских работников, куда была направлена на основании приказов главного врача Шиловской ЦРБ (приказы от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ)

В указанные периоды Смирновой Э.В. начислялась заработная плата и проводились отчисления в пенсионный фонд.

В силу п.4 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

              Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

          В соответствии с этим, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом с учетом приведенного выше законодательства период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в календарном исчислении.

              Таким образом, на момент обращения истицы в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у нее имелось специального стажа 25 лет 15 дней, в связи с чем    она приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В связи с чем, суд признает также правомерными требования истицы о назначении пенсии с момента подачи заявления – то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

              В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, требование истца о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ), и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей (доверенность <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ)

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Смирновой Эльвирой Вильевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.

     Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области включить Смирновой Эльвире Вильевне в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости:

- период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца;

- период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в календарном исчислении.

             Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области назначить Смирновой Эльвире Вильевне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

    Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области в пользу Смирновой Эльвиры Вильевны судебные расходы в сумме 800 (восемьсот) руб.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме

Судья