по иску Сапожниковой Т.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении пенсии по старости



<данные изъяты> Дело № 2-93/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

15 февраля 2011 года р.п. Шилово.

Шиловский районный суд Рязанской области в составе судьи Орешкина М.С.,с участием истицы Сапожниковой Т.Н., её представителя по доверенности Макаровой Г.И., представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области Филаретовой Л.М., при секретаре Ковровой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Сапожниковой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сапожникова Т.Н. обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что она, являясь педагогическим работником, имеющим право на досрочную трудовую пенсию по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Шиловскому району с заявлением и приложенными к нему необходимыми документами о назначении пенсии, однако, ей было отказано по причине того, что период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Макарова Г.И. поддержали заявленные требования и просили обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, просили взыскать государственную пошлину, уплаченную истицей при подаче искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, а также оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Филаретова Л.М., действующая по доверенности, иск не признала, так как считает требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежит включению период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком за периоды до ДД.ММ.ГГГГ - только до достижении им возраста полутора лет. Без учета данных периодов у истицы недостаточно специального стажа для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения для назначения трудовой пенсии по старости у истицы имелся специальный трудовой стаж <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.

Заслушав мнение истицы и ее представителя, представителя ответчика, изучив представленные сторонами доказательства, нахожу, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего на момент обращения истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста, независимо от их возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Сапожникова Т.Н. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Шиловскому району с заявлением и приложенными к нему необходимыми документами о досрочном назначении пенсии по старости, однако, ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за недостаточности требуемого стажа. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитаны в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

По делу установлено, что Сапожникова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя английского языка в <данные изъяты> основной общеобразовательной школе, в последствии, после окончания дневного отделения факультета истории и английского языка Рязанского Государственного педагогического института, работала учителем истории и английского языка в <данные изъяты> средней школе, учителем в Шиловской средней школе №, в настоящее время работает учителем английского языка МОУ <данные изъяты> основная общеобразовательная школа муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области. В период работы истицы в должности воспитателя группы продленного дня в Шиловской средней школе №, включенный ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с изложенным, требование истицы о включении периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. На момент обращения истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области у нее имелось специального стажа, с учетом включения в него периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 25 лет <данные изъяты> т.е. она уже приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В связи с изложенным, требование истицы о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ также обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области следует взыскать в пользу истицы расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сапожниковой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Сапожниковой Татьяной Николаевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области включить Сапожниковой Татьяне Николаевне в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и назначить Сапожниковой Татьяне Николаевнедосрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области в пользу Сапожниковой Татьяны Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей,а всего - <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Рязанский областной суд в течении десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Шиловский районный суд.

Судья: - подпись

Копия верна.

Судья: М.С. Орешкин