Решение по иску Винокурова С.А. о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площадии восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья



Дело № 2 –30/2012 г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2012 года         р.п. Шилово.

    

    Шиловский районный суд Рязанской области в составе: судьи Шиловского районного суда Рязанской области Маховой Т.Н., с участием истца Винокурова С.А., представителя ответчика - Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Грибовой О.Н., действующей на основании доверенности и представителя ответчика – Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области - Шинкаревой А.В., действующей на основании доверенности, при секретаре Беловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шиловского районного суда гражданское дело по иску Винокурова Сергея Александровича к Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч ,

УСТАНОВИЛ:

    Винокуров С.А. обратился в Шиловский районный суд с иском к Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и просит признать его и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года, и восстановить действие удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч .

Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ им в Шиловскую поселковую администрацию было подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет получения жилой площади. Его заявление в ноябре 1997 года было рассмотрено жилищной комиссией Шиловской поселковой администрации и по итогам рассмотрения заявления была осуществлена постановка на учет получения жилья, о чем ему было сообщено письменно. Однако в декабре 1997 года ему было письменно отказано в постановке на учет жилой площади, по причине отсутствия у него и его семьи прописки в р.п.Шилово. В то время у него и его семьи действительно не было прописки в р.п.Шилово, поэтому он посчитал, что снятие его с учета получения жилья было произведено в соответствии с требованиями ЖК РСФСР. В марте 2011 года он получил свое жилищное дело, которое пролежало без движения около 14 лет и после анализа причины отказа получения жилой площади и изучения ЖК РСФСР и ЖК РФ он узнал, что оставленные в его жилищном деле документы жилищной комиссии, т.е. уведомление с исх. от ДД.ММ.ГГГГ и сообщение с исх. от ДД.ММ.ГГГГ не являются документами Шиловской поселковой администрации и, что снятие его и членов его семьи с учета получения жилой площади осуществлено путем противоправных действий ФИО1, выразившихся в фальсификации официальных документов Шиловской поселковой администрации, подделке официальных документов Шиловской поселковой администрации, превышении и злоупотреблении служебными полномочиями. При чем нормативные акты, а именно Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в населенных пунктах Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ , на основании которых ему было отказано в постановке его и членов его семьи на учет обратной силы не имеют, вследствие чего не применимы к его заявлению о принятии его и его семьи на учет получения жилой площади, поступившему ДД.ММ.ГГГГ вх.. До настоящего времени его действия по установлению истинной причины снятия его и его семьи с учета получения жилой площади, ознакомления с официальными документами и материалами жилищной комиссии результата не дали. Возможность ознакомится с официальными документами жилищной комиссии за ноябрь –декабрь 1997 года ему не предоставлена ни администрацией муниципального образования – Шиловское городское поселение, ни администрацией муниципального образования –Шиловский муниципальный район. Кроме того была предпринята попытка изъять из его жилищного дела сообщения с исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Также истец Винокуров С.А. полагает, что вопрос о предоставлении ему безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья не рассматривался, несмотря на то, что согласно Положения о предоставлении гражданам РФ нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 необходимым условием получения безвозмездной субсидии является постановка на учет по предоставлению жилой площади, в следствии чего у него не было возможности получить субсидию, а срок действия его удостоверения на получение безвозмездной субсидии, согласно Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937 составляет шесть месяцев.

    Определением Шиловского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ и Министерство строительного комплекса Рязанской области.

Определением Шиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области.

12.01.2012 года от ответчиков Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области поступили ходатайства о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

    Определением Шиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими от ответчиков заявлениями о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности были уточнены юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию по делу, в связи с данными заявлениями и истцу Винокурову С.А. предложено представить свои возражения относительно заявлений ответчиков Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности и доказательства подтверждающие, что срок исковой давности по заявленным к ответчикам исковым требованиям не пропущен, либо в случае пропуска истцом срока исковой давности - уважительность пропуска срока исковой давности, т.е. наличие оснований для восстановления пропущенного срока, а ответчикам доказательства, подтверждающие факт пропуска истцом срока исковой давности и момент с которого он должен быть исчислен.

    В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что он был неоднократно лишен своего права на жилье, хотя имеет такое право как военнослужащий, уволенный в запас с территории иностранного государства, а именно как лицо, уволенное с военной службы, проходившей на комплексе «Байконур» в соответствии с Положением о порядке постановки на очередь и предоставления жилого помещения гражданам РФ комплекса Байконур в городах РФ, утвержденного Постановлением главы городской администрации г.Байконур ДД.ММ.ГГГГ и также как гражданин РФ. Также истец возражал против заявления ответчиков о пропуске им срока исковой давности и полагал, что срок исковой давности по заявленным к ответчикам требованиям им не пропущен, так как жилищным законодательством не предусмотрен срок исковой давности для требований, вытекающих их жилищных правоотношений, а нормы ГК РФ к данным правоотношениям не применимы. Кроме того истец полагал, что о нарушении своих прав он узнал лишь только в марте 2011 года после того как у него сгорел дом, находившийся в р.п.Шилово и он стал заниматься вопросом постановки его на очередь и понял, что отказ в постановке на учет, имевший место в декабре 1997 года является незаконным, а раньше он считал данный отказ законным. При этом о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока исковой давности истец не ходатайствовал и пояснил, что уважительных причин для пропуска срока исковой давности у него не имелось. Также истец, со ссылкой на ст. 99 ГПК РФ, просил взыскать с ответчиков и 3-х лиц компенсацию за фактическую потерю времени.

    Ответчик - Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в лице своего представителя Грибовой О.Н. иск не признала. При этом представитель ответчика полагал, что Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. не является правопреемником ранее существовавшей администрации п.Шилово, являвшейся структурным подразделением администрации муниципального образования Шиловский район и ликвидированной в 2000 году, а является юридическим лицом образованным в 2006 году. Также представитель ответчика полагал, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям и просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности и отказать Винокурову С.А. в иске, полагая, что срок с которого подлежит исчислению срок исковой давности установленный в 3 года по заявленным требованиям подлежит исчислению с декабря 1997 года, т.е. с момента отказа истцу в постановке на учет.

    Ответчик - Администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области в лице своего представителя Шинкаревой А.В. иск не признала, пояснив, что Администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как ранее существовавшая администрация являлась их структурным подразделением. При этом представитель ответчика полагала, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям и просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности и отказать Винокурову С.А. в иске, считая, что 3-х годичный срок исковой давности следует исчислять с декабря 1997 года, т.е. с момента отказа истцу в постановке на учет.

    При этом представители ответчиков Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Грибова О.Н. и Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области Шинкарева А.В. не подтвердили доводы истца о постановке его и членов его семьи на учет, а потом последующий отказ в этом, пояснив, что Винокуров С.А. и члены его семьи на учете не состояли, а напротив Винокурову С.А. в декабре 1997 года было отказано в указанной постановке на учет получения жилья.

     Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство обороны РФ и Министерство строительного комплекса Рязанской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Министерство обороны РФ, причину не явки своего представителя суду не сообщило, возражений по заявленным исковым требованиям не представило. Министерство строительного комплекса Рязанской области просило дело рассмотреть в отсутствии их представителя, ходатайство ответчиков о пропуске срока исковой давности поддерживает, согласно представленного отзыва просит оставить заявление Винокурова С.А. без удовлетворения, по тем основаниям, что он не мог быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенный с военной службы, поскольку им представлено удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ неустановленного образца, статья увольнения по истечению срока службы, указанная в удостоверении не является льготной, справка о сдаче жилья по последнему месту службы является фиктивной, в связи с чем он даже при восстановлении (постановке) в очереди по месту жительства не сможет получить жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Кроме того удостоверение на жилищные льготы срока действия не имеет, в связи с чем требования о восстановлении срока действия удостоверения не может быть удовлетворено, так как не законно.

Суд выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, а также показания свидетелей ФИО1 и ФИО2, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" (Соглашение ратифицировано РФ Федеральным законом от 24 октября 1994 г. N 28-ФЗ в целях обеспечения дальнейшего использования космодрома в интересах космической деятельности РФ объекты комплекса "Байконур" передаются Республикой Казахстан в аренду РФ. При этом Республика Казахстан сохраняет за РФ право пользования земельными участками, занятыми объектами комплекса "Байконур", и землями, отведенными под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. В качестве арендодателя указанного комплекса выступает Правительство Республики Казахстан, в качестве арендатора - Правительство Российской Федерации и соответственно, жилищный фонд на космодроме "Байконур" имеет статус арендуемого РФ у Республики Казахстан жилья, т.е. жилые помещения находятся в собственности Республики Казахстан. Это вытекает также и из п. 1.4 ст. 1, ст. 2 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.

Согласно п. 6.12 ст. 6 данного Договора на территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство РФ и действуют ее компетентные органы.

В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г.. вступившего в силу 19 января 1999 г., распределение переданного в аренду жилищного фонда города Байконур осуществляется жилищной комиссией, в состав которой входят представители Военно-Космических сил Российской Федерации, Российского космического агентства, городской администрации. Решения комиссии принимаются с учетом нормативной потребности ведомств в обеспечении жильем персонала космодрома "Байконур" и членов их семей. Приватизация объектов и имущества, переданных в аренду городской администрации, не проводится, т.е. получение так называемого постоянного жилья (по договору социального найма либо в собственность) военнослужащими определенной "льготной" категории при увольнении на территории города Байконур от Министерства обороны Российской Федерации законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в городе Ленинске, и членов их семей" от 1 октября 1994 г. N 1122 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право осуществлять строительство или приобретение жилья на территории Российской Федерации для военнослужащих, прослуживших на космодроме "Байконур" 10 и более календарных лет, за три года до их увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с установленными законодательством нормами.

В целях выделения необходимых капитальных вложений на жилищное строительство в Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1018 "О строительстве жилых домов в Российской Федерации для военнослужащих, рабочих и служащих космодрома "Байконур" Правительством Российской Федерации постановлено Постановление от 1 декабря 1997 г. N 1509 «О финансировании в 1998-2000 годах жилищного строительства в РФ для лиц, уволенных с военной службы и проходивших ее в вооруженных силах РФ на территории космодрома «Байконур», а также для граждан РФ постоянно работающих на комплексе «Байконур».

20.01.1998 года Постановлением Правительства РФ № 71 была утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", которая разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 и направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей, которая устанавливала основной механизм обеспечения жильем указанной категории граждан и определяла основные источники ее финансирования, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.

В целях обеспечения реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" Правительством Российской Федерации постановлено Постановление от 29 марта 1999 г. N 351 «О вопросах реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты»

В дальнейшем в целях комплексного решения проблемы обеспечения жильем в Российской Федерации российских граждан, проживающих на комплексе "Байконур", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N 325 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", целью которой является обеспечение до 2013 г. жилыми помещениями для постоянного проживания на территории РФ граждан РФ, прибывших до 1 января 2002 г. и постоянно проживающих (с регистрацией по месту жительства) в городе Байконур не менее 10 лет, зарегистрированных администрацией города в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия у них жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.

При этом подпрограмма предусматривала, что начиная с 1 января 2002 г. порядок обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, за счет средств федерального бюджета действует только в отношении прибывающих на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

В рамках подпрограммы жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации обеспечиваются определенные категории граждан Российской Федерации и членов их семей, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым в том числе относятся военнослужащие, прикомандированные к предприятиям Российского авиационно-космического агентства и находящиеся вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы до 1 января 1999 г. и проходившие ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома "Байконур", имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия.

Порядок учета граждан Российской Федерации, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Российской Федерации, определяется положением об учете граждан Российской Федерации, находящихся на территории комплекса "Байконур", нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждаемым постановлением главы администрации города Байконур по согласованию с Российским авиационно-космическим агентством.

Так Постановлением главы городской администрации г.Байконур ДД.ММ.ГГГГ , утверждено Положение о порядке постановки на очередь и представления жилого помещения гражданам РФ комплекса Байконур в г. Российской Федерации, которым определен конкретный перечень граждан, имеющих право постановки на очередь для получения жилого помещения в городах РФ, изложены основания для постановки на очередь, порядок учета и снятия граждан, нуждающихся в отселении, а также порядок предоставления жилых помещений.

Таким образом, исходя из приведенных положений действующего законодательства военнослужащий, увольняемый с военной службы по "льготному" основанию при наличии соответствующей продолжительности военной службы, имеет право на обеспечение жильем в том населенном пункте Российской Федерации, где идет плановое строительство в рамках названной подпрограммы.

При этом следует учитывать и то, что в соответствии с ч.1 и ч.6 ст. 15 Закона от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" действовавшего на момент спорных правоотношений также было предусмотрено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

При этом в силу ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма.

В то же время следует отметить, что предоставление жилых помещений после увольнения с военной службы было возможно и за счет государственных жилищных сертификатов (подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома "Байконур", а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур", от 24 ноября 1999 г. N 1290 администрации города Байконур (Республика Казахстан) предоставлено право на выдачу гражданам, уволенным с военной службы до 1 января 1999 г. и подлежащим переселению с территории космодрома "Байконур", государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Помимо перечисленных документов, по указанным вопросам имелись также следующие правовые акты:

- Приказ Госстроя России "О мерах по выполнению подпрограммы "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 5 августа 2002 г. N 170.

- Приказ Госстроя России "Об обеспечении жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома "Байконур", а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур", от 27 января 2000 г. N 14.

Также во исполнение Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года N 4338-1 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы Постановлением Правительства РФ 26.06.1995 года № 604 было утверждено Положение "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", согласно которого были установлены порядок и размеры оказываемой государством безвозмездной финансовой помощи военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий и было предусмотрено, что Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, оказывают безвозмездную финансовую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета по сметам этих федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают безвозмездную финансовую помощь в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более за счет и в пределах средств, выделяемых указанным органам из федерального бюджета на строительство жилья для этой категории граждан. Безвозмездная финансовая помощь оказывается военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по месту военной службы или избранному постоянному месту жительства и вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов.

При чем Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 « О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья принятым в целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" было предусмотрено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам РФ (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством РФ на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. За счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку; при чем размер субсидии для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604.

Из анализа выше приведенных норм следует, что законодатель предусмотрел льготы по обеспечению жильем, для определенной категории лиц, в том числе и для лиц, уволенных с военной службы и определил способы реализации права на бесплатное обеспечение жильем, путем получения жилья либо путем получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья при условии нуждаемости соответствующих категорий лиц в улучшении жилищных условий и состоящих в соответствии с законодательством РФ на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Винокуровым С.А. и Министерством обороны РФ в лице войсковой части был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года. ДД.ММ.ГГГГ Винокуров С.А. был уволен с действительной военной службы по ч.1 ст. 48 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта. На момент увольнения из рядов ВС РФ выслуга лет Винокурова С.А. в календарном исчислении составила 15 лет 3 мес. 1 день, в льготном исчислении составила 23 года 6 месяцев 1 день. В период службы Винокуров С.А. и члены его семьи занимали отдельную 3-х комнатную квартиру в <адрес>, расположенном на территории Казахстана, которая была сдана органам Министерства обороны РФ. Военная часть, где проходил службу Винокуров С.А. на момент его увольнения с действительной военной службы относилась к космодрому «Байконур». Во время прохождения военной службы в рядах ВС РФ Винокуров С.А. на очереди получения жилья по месту службы либо по месту жительства не состоял, а также не получал безвозмездной субсидии и финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств Министерства обороны РФ в соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих». После увольнения истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечивались. При чем при увольнении Винокурова С.А. с военной службы ДД.ММ.ГГГГ ему командиром войсковой части было выдано удостоверение в котором были отражены основания увольнения Винокурова С.А. с военной службы и то, что он имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 года № 604 и Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937 в соответствии с указом Президента РФ от 29.03.1996 года.

Изложенные обстоятельства, не оспорены ответчиками и подтверждаются объяснениями истца и имеющимися в деле документами, а именно справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы в льготном исчислении, удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) командиром войсковой части , справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) о не получении безвозмездной субсидии и финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств Министерства обороны РФ, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) о составе семьи, справкой квартирно –эксплуатационного управления военного гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) сдаче квартиры, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) о проживании по месту жительства и составе семьи, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65) о том, что за время прохождения военной службы и проживания на территории комплекса «Байконур» медицинские страховые полисы не выдавались, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65) о том, что Винокуров С.А. как военнослужащий комплекса «Байконур» имеет право провоза через границу личных вещей, справкой Отдела военного комиссариата по Шиловскому и Путятинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ б\н (л.д.66) об увольнении Винокурова С.А. с военной службы по ст. 48 ч.1 по истечении срока военной службы и продолжительности военной службы, справкой Отдела военного комиссариата по Шиловскому и Путятинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67) о прохождении Винокуровым С.А. военной службы в в\ч <адрес> космодрома «Байконур», контрактом о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.302) о прохождении военной службы.

После увольнения с военной службы Винокуров С.А. и члены его семьи прибыли в Шиловский район Рязанской области и поселились в <адрес>, где были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и проживают в настоящее время по адресу: <адрес>. При этом в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Винокуров С.А., выбывал с указанного места жительства в <адрес> и в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, где на учете по получению жилья не состоял.

Данные обстоятельства не оспорены ответчиками и подтверждаются объяснениями истца, а также имеющимися в деле справками администрации муниципального образования - <адрес> Шиловского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-72) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64), справкой Администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.303).

ДД.ММ.ГГГГ Винокуров С.А. обратился с заявлением на имя Главы Шиловской поселковой администрации, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой о вынесении на обсуждение исполкома просьбы о принятии его и его семьи на учет получения жилой площади, в котором Винокуров С.А. также указал, свое место жительства <адрес> и причины отсутствия жилой площади - увольнение с военной службы. К данному заявлению Винокуров С.А. приложил поименованные выше документы, а именно справку войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы, справку войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы в льготном исчислении, удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) командиром войсковой части , справку войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) о не получении безвозмездной субсидии и финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств Министерства обороны РФ, справку войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) о составе семьи, справку квартирно –эксплуатационного управления военного гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) о сдаче квартиры, справку <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, а также справку Шиловского военного комиссариата Рязанской области о прохождении военной службы в местности с неблагоприятными климатическими условиями с отметкой о том, что он имеет право на включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по установленным нормам, а также справку БТИ о том, что за ним по данным учета объектов недвижимости не значится.

Перечисленные обстоятельства, подтверждаются объяснениями Винокурова С.А. и поименованными заявлением с вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об общей продолжительности военной службы в льготном исчислении, удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) командиром войсковой части , справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) о не получении безвозмездной субсидии и финансовой помощи на приобретение жилья за счет средств Министерства обороны РФ, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) о составе семьи, справкой квартирно –эксплуатационного управления военного гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) сдаче квартиры, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) справкой Шиловского военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Указанное заявление Винокурова С.А. было принято для рассмотрения на жилищной комиссии Шиловской поселковой администрации, что не оспаривается ответчиками, подтверждается объяснениями истца и имеющимся в деле направлением с вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

При этом по утверждению истца Винокурова С.А. по итогам рассмотрения его заявления зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи были поставлены на учет получения жилья, о чем им в декабре 1997 года было получено письменное сообщение, из содержания которого следовало данное обстоятельство, однако впоследствии также в декабре 1997 года ему было отказано в постановке на очередь на получение жилья, по причине отсутствия прописки в р.п.Шилово, о чем им также получено письменное сообщение. Также из пояснений истца следует, что отказ в постановке на очередь, имевший место в декабре 1997 года он не оспаривал, согласившись с причинами данного отказа, поскольку на момент указанного отказа в постановке на очередь на получение жилья Винокуров С.А. и члены его семьи в р.п.Шилово не проживали и прописки не имели, как не проживают и не имеют регистрации в р.п.Шилово в настоящее время.

В данный момент указанный отказ Винокуров С.А. считает не правомерным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском и фактически из его требований и пояснений следует, что он желает восстановится в очереди на получение жилья с ноября 1997 года, т.е. со времени когда по его утверждению имела место постановка в очередь на основании его заявления, поступившего ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего оформления и получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья, с чем связывает требования о восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч .

Изложенные обстоятельства, подтверждаются пояснениями истца Винокурова С.А., а также имеющимися в деле копиями письменных сообщений на имя Винокурова С.А. с исходящим от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) и исходящим от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), из содержания которых следует, что Винокуров С.А. был поставлен в известность о том, что он не может быть поставлен в льготную очередь военнослужащих на получение жилья, так как представленное им удостоверение не соответствует льготному удостоверению, установленного образца и что ему отказано в постановке на очередь по улучшению жилищных условий в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, так как обязательным условием для принятия на учет является постоянное проживание с пропиской в р.п.Шилово. При чем факт получения указанных сообщений с исходящим от ДД.ММ.ГГГГ и исходящим от ДД.ММ.ГГГГ Винокуров С.А. оспаривает, но подтверждает, то обстоятельство, что им в декабре 1997 года был получен письменный ответ об отказе в постановке на учет в очередь на получение жилья, по причине отсутствия прописки в р.п.Шилово.

Статье 28 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

    При этом перечень лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был определен ст. 29 ЖК РСФСР, которой также было предусмотрено, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 21.04.1997) "Об основах федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе РФ.

На момент подачи Винокуровым С.А. заявления, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ содержащее просьбу о принятии его и его семьи на учет получения жилой площади, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, утвержденные Постановлением Президиума и Исполкома Рязанского областного Совета народных депутатов и Президиума Рязанского областного Совета профсоюзов от 25.06.1991 N 216/10, которыми устанавливался единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Рязанской области, которыми было установлено (п.28 Правил), что лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются в установленных законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь. При чем п.10 данных Правил было установлено, что обязательным условием для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, а п.11 Правил установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Постановлением Главы администрации Рязанской области от 11 ноября 1997 г. N 541 в целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в соответствии с законом Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 были утверждены новые правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области и также были признаны утратившими силу Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, утвержденные постановлением исполкома Рязанского областного Совета народных депутатов и президиума Рязанского областного совета профсоюзов от 25.06.1991 N 216/10 и согласно утвержденных 11 ноября 1997 г. Правил было предусмотрено такое обязательное условие для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления им жилых помещений, как постоянное проживание с регистрацией по месту жительства (постоянной пропиской) в данном населенном пункте (п.11 Правил) и предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства соответствующим местным органом исполнительной власти (п.12 Правил). При чем был предусмотрен список документов для лиц, уволенных с военной службы и закреплено право граждан, уволенных в запас с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более на предоставление жилых помещений вне очереди.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства, с учетом доводов истца о постановке его и членов его семьи на очередь на получение жилья на основании его заявления, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и последующем отказе в постановке на очередь, имевшем место в декабре 1997 года, суд приходит к выводу, что факт постановки истца и членов его семьи на учет на улучшение жилищных условий либо на учет на получение жилой площади ( в очередь) не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела и доказательств, подтверждающих данные обстоятельства истцом не представлено.

Хотя истец Винокуров С.А. в ходе рассмотрения дела и утверждал то, что он и члены его семьи на основании его заявления, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на учет получения жилья, о чем им в декабре 1997 года было получено письменное сообщение, но самого письменного сообщения, на которое ссылается истец им не представлено, и из представленных им же документов данное обстоятельство не следует. Другие документы из которых мог быть установлен либо опровергнут факт постановки на учет получения жилья не сохранились, что подтверждено в судебном заседании представителями ответчиков и следует из ответа Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области на имя Винокурова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), ответов из Администрации муниципального образования – Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47), а также ответа из Архивного отдела администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

При чем, допрошенные по ходатайству истца свидетели ФИО1 и ФИО2 также факт постановки на учет в получении жилья не подтвердили. Свидетель ФИО1 пояснила, что во время обращения Винокурова С.А. с заявлением она являлась председателем жилищной комиссии и после рассмотрения его заявления на комиссии в постановке на учет ему было отказано по причине отсутствия прописки в р.п.Шилово, о чем в его адрес было направлено письменное сообщение и на учет Винокуров С.А. не ставился. Свидетель ФИО2, пояснила, что ей известно о том, что Винокурову С.А. было отказано в постановке на учет, а об обстоятельствах осуществления постановки Винокурова С.А. ей ничего не известно. Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, так как прямой или косвенной заинтересованности свидетелей в исходе дела не имеется, показания данных свидетелей стабильны, последовательны и полностью соответствуют другим имеющимся в деле выше, перечисленным доказательствам. Доводы истца о противоправных действиях ФИО1, выразившихся в фальсификации официальных документов Шиловской поселковой администрации, подделке официальных документов Шиловской поселковой администрации, превышении и злоупотреблении служебными полномочиями надуманы и ничем не подтверждаются. С момента отказа истцу в постановке на очередь на получения жилья и получения истцом информации об этом, т.е. с декабря 1997 года прошел значительный промежуток времени и истцом не предприняты меры для сохранения имевшихся по его утверждению доказательств, свидетельствующих о факте постановки на учет на получение жилья, т.е. в очередь, а сохранившиеся по истечении указанного промежутка времени доказательства, свидетельствуют об обратном.

Что касается заявления истца о том, что сообщения с исходящим от ДД.ММ.ГГГГ и исходящим от ДД.ММ.ГГГГ сфальсифицированы, то даже при наличии таких обстоятельств, сам истец утверждает, что ему было отказано в постановке на очередь в декабре 1997 года по причине отсутствия прописки в р.п.Шилово, что согласуется с содержанием сообщения от ДД.ММ.ГГГГ и также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО2 и ФИО1, при чем последняя, подробно рассказала об обстоятельствах принятия решения об отказе в принятии на учет в очередь на получение жилья истца и членов его семьи, по заявлению Винокурова С.А. поступившему ДД.ММ.ГГГГ. При чем, то обстоятельство, что на данных документах отсутствуют какие - либо штампы и печати, а также другие реквизиты, то из содержания этих документов следует, что это не подлинные документы, а их копии, оставленные в материалах жилищного дела.

Что касается заявления истца о том, что он мог быть поставлен на учет как обычный гражданин, то это обстоятельство не может быть принято судом, так как из заявления истца зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обращался с просьбой о принятии его и его семьи на учет получения жилой площади, указав в качестве причины отсутствия жилой площади - увольнение с военной службы, а не другие основания.

Кроме того в поименованном заявлении Винокуров С.А. также указал, свое место жительства <адрес>, где вместе с членами своей семьи был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, а согласно поименованных выше Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, действовавших на момент подачи Винокуровым С.А. заявления, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и на момент его регистрации в <адрес>, было установлено, такое обязательное условие для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления им жилых помещений как постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, а также предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должен осуществляться по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Аналогичные положения были закреплены и в Правилах, утвержденных Постановлением Главы администрации Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ , т.е. истец как гражданин РФ не имеющий жилья и не проживающий в р.п.Шилово имел право на обращение с соответствующим заявлением по месту проживания в местный орган исполнительной власти, так как граждане РФ обладают правом на постановку на учет по месту жительства, к которым в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а положение о постановке на учет на получение жилья по избранному месту жительства, предусмотрено законом не для всех граждан РФ, а только для определенной категории лиц, имеющих право на соответствующие льготы, а Винокуров С.А. к льготным категориям граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение жилья по избранному месту жительства не относится, так как был уволен не по льготному основанию. При чем на момент рассмотрения заявления Винокурова С.А., поступившего ДД.ММ.ГГГГ из представленных им вместе с заявлением на рассмотрение жилищной комиссии документов также обстоятельства, свидетельствующие о том, что Винокуров С.А. относится к конкретной категории лиц, имевших право на обеспечение жильем по избранному месту жительства как лицо, уволенное с военной службы не следовало.

Что касается заявления Винокурова С.А. о неправомерности отказа ему в постановке на очередь со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Главы администрации Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ , то как следует из материалов дела на момент рассмотрения его заявления на жилищной комиссии данные правила уже были утверждены и введены в действие с 1 декабря 1997 года, а прежние правила утратили силу. Кроме того содержание поименованных Правил в части положений об обязательном условии для принятия на учет не изменилось, вследствие чего ссылка на эти Правила не повлекла за собой нарушения прав истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом Винокуровым С.А. не доказаны обстоятельства, на которых он основывает свои исковые требования о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года, хотя бремя представления этих доказательств на него в соответствии со ст. 56 ГПК РФ судом и возлагалось, вследствие чего оснований для удовлетворения этих требований не имеется и в удовлетворении указанных требований истцу надлежит отказать.

Что касается требований истца о восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч , то данные требования истца производны от требований о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года, так как право на получение субсидии у истца может возникнуть лишь при условии, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях и соответственно имеет право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья и не использовал данное право, о чем ему также сообщалось из Департамента жилищного обеспечения (ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68)), однако доказательств того, что таковые условия наличествуют и Винокуров С.А. состоял в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади согласно его заявления, поступившего ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения данных требований истца также не имеется. Кроме того истцом не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что данное удостоверение имеет соответствующий срок действия, который истек по уважительным причинам, а напротив он в обоснование истечения срока действия удостоверения ссылается на Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", пунктом 10 которого установлено право гражданина на получение субсидии на основании свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев, а данное удостоверение таковым свидетельством не является, а является лишь документом, подтверждающим право на соответствующие льготы для определенной категории граждан, а свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия и дает право открыть в одном из уполномоченных банков именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления субсидий в течение не более двух недель со дня открытия счета.

Также истцом в ходе рассмотрения дела по основаниям ст. 186 ГПК РФ заявлялось о подложности имеющихся в деле доказательств, а именно: Решения Районного совета депутатов Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании представления главы района о ликвидации структурного подразделения администрации района – администрации п.Шилово» (л.д.49), Постановления главы Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации структурного подразделения администрации муниципального образования – Шиловский район администрации п.Шилово (л.д.50-51), Постановления главы муниципального образования – Шиловский район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении администрации п.Шилово из единого государственного реестра юридических лиц» (л.д.52) и Постановления Главы Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Положения об администрации Шиловского поселкового округа Шиловского района Рязанской области (л.д.225), по той причине, что в сообщении с исх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) стоит та же дата, когда была произведена регистрация Положения об администрации Шиловского поселкового округа, а до этого она значилась, как Шиловская поселковая администрация, при чем Постановлением главы муниципального образования – Шиловский район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено считать прекратившим деятельность администрации п. Шилово, зарегистрированной постановлением Главы Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ , из чего по мнению истца следует, что существовала одна администрация, затем другая, а ликвидировали третью, то с учетом того обстоятельства, что под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный, суд в ходе рассмотрения дела с участием истца, проверил имеющиеся в деле копии вышеуказанных документов, сличил с их подлинниками, хранящимися в архивном отделе администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район и заверил их, при чем признаков подчистки, подписок изменений содержания документов как в копиях, так и в подлинниках установлено не было, с чем в ходе судебного заседания согласился сам истец.

Кроме того в силу ст. 186 ГПК РФ суду в случае заявления стороны о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, предоставлено право выбрать два возможных варианта действия, а именно: назначить экспертизу, либо дать рекомендации сторонам о предоставлении иных доказательств, способных подтвердить, либо опровергнуть те или иные имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем суд исходя из того, что доводы истца о подложности доказательств, изложенные им в судебном заседании не могут быть проверены экспертным путем и для оспаривания документов, о подложности которых заявлено истцом, предусмотрен иной порядок их оспаривания, рекомендовал ответчику предоставить иные доказательства, способные подтвердить достоверность сведений в документах, подвергнутых сомнению истцом.

В тоже время ответчиком Администрацией муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в подтверждение обстоятельств свидетельствующих о ликвидации структурного подразделения администрации муниципального образования Шиловский район администрации п.Шилово в 2000 году и образовании в 2006 году Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области как самостоятельного юридического лица без перехода прав и обязанностей других юридических лиц, представлено постановление Главы Шиловского района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании с ДД.ММ.ГГГГ сельских и поселковых администраций Шиловского района в администрации сельских поселковых округов (л.д.300), свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 62 (л.д.53), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 62 (л.д.54), Устав муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (л.д.82-144), постановление Главы Шиловского района от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению реализации на территории района президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» с приложением к нему (л.д.73-76), распоряжение администрации муниципального образования – Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении комиссии по учету и распределению жилой площади с приложением и к нему (л.д.77-81), Постановление главы муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на территории муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области» с приложением к нему (л.д.145-149), распоряжение администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанностей исполнения реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года на территории муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области» на отдел инфраструктуры администрации (л.д.150), Постановление главы муниципального образования – Шиловский район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ» с приложением к нему (л.д.151-153), устав муниципального образования - Шиловский район Рязанской области (л.д.179-215), положение об администрации Шиловского поселкового округа, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ (л.д.232-241) и выписку из реестра юридических лиц в отношении Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.299)

Частью 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено, что Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Согласно п.6 ч.1 ст. 14 того же закона к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Данное положение также закреплено в ст. 11 Устава муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (л.д.82-144).

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила, которые соответствовали редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г.

Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п. п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов и Определением Верховного суда РФ от 14 апреля 2009 г. N 2н-9/09 нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г. признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, вследствие чего применению не подлежат.

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные в подтверждение ликвидации в 2000 году структурного подразделения администрации муниципального образования Шиловский район - администрации п.Шилово и образовании в 2006 году Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области как самостоятельного юридического лица доказательства, с точки зрения выше указанных норм права, суд приходит к выводу, о том, что Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как является юридическим лицом, образованным без перехода к нему прав и обязанностей по постановке на учет лиц уволенных с военной службы до 01.01.2005 года и вопрос об обеспечении военнослужащих уволенных с военной службы нуждающихся в улучшении жилищных условий либо обеспечении жилыми помещениями не относится к их компетенции.

При этом суд считает, что с учетом того обстоятельства, что Винокуров С.А. относится к категории лиц, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, то администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку к ней перешли обязанности ликвидированного в 2000 году структурного подразделения администрации п.Шилово, а другого органа местного самоуправления на территории р.п.Шилово до 2006 года не существовало.

Что касается доводов Винокурова С.А. со ссылкой на ст. 94 ЖК РСФСР о том, что он фактически был выселен из нанимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, то данные доводы не принимаются судом, поскольку не основаны на законе и решения суда о принудительном выселении не принималось.

Также не принимаются судом заявление Винокурова С.А. о применении Положения о порядке постановки на очередь и предоставления жилого помещения гражданам РФ комплекса Байконур в городах РФ, утвержденного Постановлением главы городской администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , поскольку данное положение регулирует право постановки на очередь для получения жилого помещения в городах РФ, порядок учета и снятия граждан, нуждающихся в отселении, а также порядок предоставления жилых помещений для лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений постановка, которых на учет которых осуществлена в порядке закрепленном данным положением, а как указывалось вы Винокуров С.А. в период службы на учете как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения не состоял.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Статья 197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статей 195, 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Статья 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Разрешая заявления ответчиков Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о пропуске истцом срока исковой давности и возражения истца против применения последствий пропуска срока исковой давности суд, считает, что срок исковой давности по заявленным к ответчикам требованиям о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года и восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч истцом пропущен и основания его восстановления отсутствуют, поскольку из материалов дела и пояснений самого истца следует, что истец с декабря 1997 года осведомлен о том, что ему было отказано в постановке на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ, однако, в суд он обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, исправленное заявление представил ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока исковой давности.

Доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено и судом не установлено, а напротив следует, что таких причин у Винокурова С.А. не имелось, что сам он подтвердил в судебном заседании.

При этом доводы Винокурова С.А. о том, что срок исковой давности по заявленным им к ответчикам требованиям им не пропущен, так как жилищным законодательством не предусмотрен срок исковой давности для требований, вытекающих их жилищных правоотношений, а нормы ГК РФ к данным правоотношениям не применимы, не принимаются судом, так как основаны на неправильном понятии норм материального права и к заявленным Винокуровым С.А. требованиям подлежит применению установленный ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года, что также разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которого если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).

    Что касается заявления истца о том, что о нарушении своих прав он узнал лишь только в марте 2011 года после того как у него сгорел дом, находившийся в р.п.Шилово и он стал заниматься вопросом постановки его на очередь и понял, что отказ в постановке на учет, имевший место в декабре 1997 года является незаконным, а раньше он считал данный отказ законным не принимаются судом, поскольку в данном случае о нарушении своих прав истец узнал и должен был узнать в декабре 1997 года, т.е. с того времени когда ему стало известно об отказе в постановке на учет в получении жилой площади.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца к Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании истца и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года и восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч надлежит отказать по основаниям, предусмотренным ст. 199 ГК РФ, т.е. за пропуском истцом срока исковой давности.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков и третьего лица в его пользу компенсации за фактическую потерю времени, суд считает, что данные требования истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ст. 88, 94 ГПК РФ компенсация за фактическую потерю времени относится судебных расходам в виде издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При этом согласно ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

Учитывая то обстоятельство, что настоящим решением истцу в удовлетворении его исковых требований к ответчикам отказано, то и основания для взыскания в его пользу судебных расходов в виде компенсации за фактическую потерю времени не имеется. Кроме того истец не представил доказательств, которые свидетельствовали бы о недобросовестности ответчиков в заявлении спора против иска либо об их систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, а также доказательств свидетельствующих о том, что он фактически теряет рабочее время и из-за этого несет убытки, в том числе и не обосновал размер подлежащих по его мнению взысканию расходов, а напротив просил взыскать указанную компенсацию в разумных пределах без указания суммы взыскания, в том числе и с третьих лиц, которые в силу норм ГПК РФ статуса стороны при рассмотрении гражданского дела не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Винокурову Сергею Александровичу в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области и Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании его и членов его семьи поставленными на учет в получении жилой площади, в соответствии с заявлением, поступившим ДД.ММ.ГГГГ с ноября 1997 года и восстановлении действия удостоверения на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ , выданного командиром в/ч и во взыскании судебных расходов в виде компенсации за фактическую потерю времени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: