Дело № 2-757-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
при секретаре Болотовой Ц.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах Тихоньких Н. В. к администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Шилкинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Тихоньких Н.В., обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. В Шилкинскую межрайонную прокуратуру обратилась Тихоньких Н.В. с заявлением о нарушении её жилищных прав. В ходе проведенной проверки по данному заявлению было установлено, что Тихоньких Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2002 г. до наступления совершеннолетия, Тихоньких Н.В. находилась на содержании и воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При направлении в государственное учреждение жилая площадь за Тихоньких Н.В. не закреплялась по причине отсутствия таковой. На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении Тихоньких Н.В. не состоит, собственного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения «Первомайское» Тихоньких Н.В. предоставлено одно койко-место в общежитии №, расположенном в <адрес> на 1 год. Учитывая, что до настоящего времени Тихоньких Н.В. не обеспечена жилой площадью, соответствующей установленным социальным нормам, прокурор просил обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Тихоньких Н.В. вне очереди жилую площадь на территории городского поселения «Первомайское», отвечающую санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Забайкальского края.
В судебном заседании Шилкинский межрайонный прокурор Гагаринов С.С. и истица Тихоньких Н.В. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что в настоящее время из-за отсутствия иного жилья, Тихоньких Н.В. вынуждена проживать у знакомых. Органами местного самоуправления, а также Правительством Забайкальского края, на которые возложена обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каких-либо мер по предоставлению Тихоньких Н.В. жилья не принимается. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края - Малков С.М., действующий на основании доверенности, исковые требования признал частично. Суду пояснил, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрация муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанными государственными полномочиями должно осуществляться за счет предоставляемых бюджету муниципального района «Шилкинский район» субвенций из бюджета Забайкальского края. В бюджет муниципального района «Шилкинский район» субвенции на реализацию полномочий по предоставлению жилья указанным категориям лиц поступают ограниченно, в связи с чем, наряду с администрацией муниципального района «Шилкинский район», надлежащим ответчиком по делу должен выступать субъект РФ в лице Правительства Забайкальского края. Также указал, что требование прокурора об обязании администрации обеспечить Тихоньких Н.В.жильем в срок до ДД.ММ.ГГГГ не состоятельно по той причине, что субвенции в бюджет муниципального района «Шилкинский район» на реализацию указанных полномочий на плановый период 2011-2012 г.г. перечислены в сумме 600 000 рублей, в связи с этим предоставить Тихоньких Н.В. жилье в данный срок не представится возможным.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на заявленные требования, одновременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. ).
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил (л.д. ).
Представитель привлеченного в участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков администрации городского поселения «Первомайское» в судебное заседание не явился, представил заявление в котором указал, что относительно исковых требований возражений не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. ).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд представителей ответчиков Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, третьего лица-администрации городского поселения «Первомайский».
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истица Тихоньких Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, постоянным жильем не обеспечена, ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения «Первомайское»на 1 год обеспечена койко-местом в общежитии № <адрес> (л.д. ).
В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ - это органы местного самоуправления.
Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Тихоньких Н.В., в чью обязанность входит обеспечение её жилым помещением, является администрация муниципального района «Шилкинский район».
Ссылка представителя администрации муниципального района «Шилкинский район» на недостаточность финансирования, не позволяющую приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не может быть принята судом как доказательства наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.
Доводы представителя администрации о том, что обязанность предоставления Тихоньких Н.В. жилого помещения должна быть также возложена на субъект РФ в лице Правительства Забайкальского края, являются, по мнению суда, несостоятельными.
Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вменяется в обязанность органов исполнительной власти субъекта РФ
Вместе с тем, обязанность по финансированию приобретения жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть произвольно трансформирована в обязанность предоставить жилое помещение, поскольку как указано выше, данная обязанность приведенными выше законами, возлагается на органы местного самоуправления, в чьем ведении находится обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в установленном законом порядке.
Правительство Забайкальского края как орган исполнительной власти субъекта РФ не обладает полномочиями по распределению жилья и предоставлению его по договору социального найма.
Согласно Положению об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения, утвержденного Решением Совета городского поселения «Первомайское» № от ДД.ММ.ГГГГ, норма предоставления в городском поселении «Первомайское» устанавливается в размере 32 квадратных метра общей жилой площади на одинокого и по 7,6 квадратных метра на каждого следующего члена семьи.
Таким образом, Тихоньких Н.В. за счет средств бюджета Забайкальского края должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением, отвечающем санитарным и техническим требованиям, не менее 32 кв.метра на условиях социального найма на территории городского поселения «Первомайское».
На основании изложенного, исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.
В установлении срока, в течение которого администрации надлежит исполнить обязанность предоставить Тихоньких Н.В. жилое помещение, прокурору надлежит отказать, поскольку этим могут быть нарушены права Тихоньких Н.В. на исполнение решения суда в установленный законом срок.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» предоставить Тихоньких Н. В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 32 кв.метра, на условиях социального найма на территории городского поселения «Первомайское» за счет средств бюджета Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Подшивалова Н.С.