Дело № 2-820-10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 января 2011 года Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сатиной И.П., при секретаре Макаровой Ю.О., с участием представителя ответчика Малкова С.М. прокурора, помощника Шилкинского межрайонного прокурора Максякова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шилке гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Шилкинский район» о признании бездействия незаконным, обязании принять на учет в качестве бесхозяйных гидротехнические сооружения «Инженерные сооружения на р. Шилка», УСТАНОВИЛ: И.о. Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее: По результатам проведения Шилкинской межрайонной прокуратурой совместной проверки в составе и.о. начальника ОФПС-8 ГУ ЦУКС МЧС РФ по Забайкальскому краю ФИО2, начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации муниципального района «Шилкинский район» ФИО3, генерального директора ОАО «Шилкинское АТП» ФИО4 в сфере исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, было установлено, что построенные гидротехнические сооружения (ГТС) по рабочему проекту строительства инженерных сооружений для защиты города Шилка, сел Кибасово и Мирсаново, пос. Холбон Шилкинского района Читинской области от затопления паводковыми водами реки Шилка (1 очередь строительства), что подтверждает Акт приемки законченного строительством объекта от 26 февраля 2010 года, являются бесхозяйными. Данные ГТС расположены на левом берегу реки Шилка в Шилкинском районе Забайкальского края в непосредственной близости от города Шилка и прилегающих к нему сел Кибасово и Мирсаново, п. Холбон. Рассматриваемые гидротехнические сооружения в реестре имущества муниципального района «Шилкинский район», городского поселения «Шилкинское» не числятся, являются бесхозными. Отсутствие собственника указанного бесхозяйного гидротехнического сооружения может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, что в свое время повлечет нарушение возможности на реализацию конституционного права граждан на безопасность. По мнению истца, администрацией муниципального района «Шилкинский район» не надлежащим образом исполняются возложенные на нее федеральным законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обязанности, не принимаются меры по принятию в реестр имущества муниципального района «Шилкинский район» бесхозяйных гидротехнических сооружений «Инженерные сооружения на р. Шилка». Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Шилкинский район» по непринятию мер о постановке на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений «Инженерные сооружения на р. Шилка», обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» принять на учет в качестве бесхозяйных гидротехнические сооружения «Инженерные сооружения на р. Шилка». В судебном заседании помощник прокурора Шилкинской межрайонной прокуратуры Забайкальского края - Максяков С.В., заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным выше, считает, что в связи с тем, что право собственности на гидротехнические сооружения «Инженерные сооружения на р. Шилка» ни кем не оформлено, объект является бесхозяйным, просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Малков С.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил следующее: Строительством гидротехнических сооружений занималось ГУ «Медстрой» на федеральные деньги, муниципальный район «Шилкинский район» участия в финансировании строительства объекта не принимал. В настоящее время решается вопрос по оформлению права собственности на спорный объект, гидротехнические сооружения не являются бесхозяйными. Кроме этого, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления принимать на учет в качестве бесхозяйных какие-либо объекты. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГУ «Медстрой» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От начальника ГУ «Медстрой» ФИО7 поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя организации. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 4 Положения закреплено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункта 5 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ закреплены вопросы местного значения муниципального района, в число которых не входит принятие на учет вещей в качестве бесхозяйных. В полномочия администрации муниципального района «Шилкинский район» не входит обязанность по постановке на учет бесхозяйного имущества. В связи с изложенным, оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального района «Шилкинский район» по непринятию мер о постановке на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений «Инженерные сооружения на р. Шилка» не имеется. Как установлено в судебном заседании, заказчиком строительства гидротехнических сооружений является ГУ «Медстрой». ДД.ММ.ГГГГ на заседании конкурсной комиссии была определена подрядная организация ОАО «Шилкинское автотранспортное предприятие», с которой был заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ (л/д____). Строительство объекта было закончено в феврале 2010 года. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Шилкинский район» ГУ «Медстрой» разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Строительство инженерных сооружений для защиты г. Шилка, сел Кибасово и Мирсаново, п. Холбон от затопления паводковыми водами реки Шилка, 1 очередь», расположенного по адресу: Россия, Забайкальский край, г. Шилка (л/д____). В декабре 2010 года были получены последние средства для расчета с ОАО «Шилкинское автотранспортное предприятие» за выполненные работы. В настоящее время готовятся документы для регистрации права собственности на объект Департамента по имущественным и земельным отношениям Забайкальского края. При таком положении дел, гидротехнические сооружения «Инженерные сооружения на р. Шилка» не являются бесхозяйными, право собственности на объект находится в стадии оформления. Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о. Шилкинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Шилкинский район» по непринятию мер о постановке на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений «Инженерные сооружения на р. Шилка», обязании администрации муниципального района «Шилкинский район» принять на учет в качестве бесхозяйных гидротехнические сооружения «Инженерные сооружения на р. Шилка» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края. Судья Сатина И.П. Копия верна Сатина И.П.