о признании бездействия незаконным



Дело № 2-863/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года                                                                                    г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи                                          Сатиной И.П.,

при секретаре                                                      Макаровой Ю.О.,

с участием помощника прокурора                                    Харабуровой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОВО «РЖД» о признании бездействия незаконным, обязании к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Могочинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя его следующим: в ходе проведенной прокурорской проверки на железнодорожном вокзале ст.Шилка были выявлены нарушения законодательства о социальной защите прав пассажиров и инвалидов, выразившиеся в отсутствии специальных приспособлений, создающих возможность беспрепятственного пользования услугами вокзального комплекса маломобильным группам населения, в том числе инвалидам.

Просит суд признать бездействие Забайкальской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов, выражающиеся в неисполнении требований, предусмотренных ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов РФ» незаконным; обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требования ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов РФ», оборудовать здание железнодорожного вокзала ст. Шилка:

- специальными устройствами - грузопассажирским лифтом для инвалидов в коляске, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон в соответствии с требованиями, установленными п. 3.1.17 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03»;

- туалет для инвалидов согласно установленным нормам в п. 3.5.7 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03»;

- медицинским пунктом, согласно установленных норм (п. 3.1.11 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03»);

- комнатой матери и ребенка в соответствии с п. 3.3.1. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03».

Истец Могочинский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Действующая по поручению помощник Шилкинского межрайонного прокурора Харабурова К.Ю. в судебном заседания исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет.

Ответчик ОАО «РЖД» в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений относительно заявленных требований, ходатайств об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин неявки, суду не представил.

Неявка в судебное заседание представителя надлежаще уведомленного о времени и месте слушания дела юридического лица не является основанием для отложения слушания дела.

С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно Закону РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 « О защите прав потребителей», потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных нужд.

Статьей 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» закреплено понятие инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

По мнению истца, к потребителям, относящемся к категории маломобильных групп населения (МГН) также относятся - инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.д., не имеющие возможности беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми, в частности, на железнодорожном вокзале ст. Шилка.

Указанная категория граждан не имеет беспрепятственный доступ к объектам вокзального комплекса.

В силу требований ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным зданиям, прочим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальным приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющим инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Так, в нарушении ст. 15 ФЗ от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.03 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.5.1198-03» (далее Правила) вокзал ст. Шилка не оборудован в полном объем специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Как установлено в судебном заседании, общая площадь железнодорожного вокзала Шилка составляет 2411,3 кв. м., здание вокзала состоит из двух этажей.

В 2010 году с железнодорожного вокзала Шилка отправлено пассажиров в дальнее следование - 36622 человека, в пригородном сообщении - 99040 человек.

За 8 месяцев 2011 года с железнодорожного вокзала Шилка в дальнем следовании отправлено 21094 человека, в пригородном сообщении - 62647человек.

Пунктом 3.1.17 Правил установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 х 140 см), передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов коляской с платформы в вагон.

В нарушение указанной нормы, установлено, что грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске, а также переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон в здании вокзала ст. Шилка отсутствуют.

Данный вывод суда также подтверждается письменным ответом заместителя начальника Забайкальской РДЖВ Деминова А.Д. на требование и.о. Могочинского прокурора, из которого следует, что грузопассажирский лифт для подъема инвалидов в коляске на второй этаж здания не оборудован.

В соответствии с п. 3.5.7.Правил, уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. На привокзальной площади и на платформах в зависимости от местных условий рекомендуется установка дополнительных туалетов, в том числе замкнутого типа.

Обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами: длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм. В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.

В нарушение указанной нормы, туалет для инвалидов в здании, а также на привокзальной площади ст. Шилка отсутствует.

Данный вывод суда также подтверждается письменным ответом заместителя начальника Забайкальской РДЖВ Деминова А.Д. на требование и.о. Могочинского прокурора, в соответствии с которым, в здании вокзала имеется один туалет для пассажиров на втором этаже здания. Для пассажиров, ожидающих поезда, имеется надворный отапливаемый туалет, кабин для инвалидов нет.

Пункт 3.1.1 Правил предусматривает, что медпункт относится к административно - служебным и подсобным помещениям, так как является составной часть железнодорожного вокзала.

В соответствии с п. 3.1.11 Правил, медицинский пункт должен располагаться на 1-м этаже и иметь выходы на перрон, привокзальную площадь и в зал ожидания пассажиров. Расположение, ширина дверей и проходов должны обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками.

В нарушение указанных норм, медицинский пункт, в здании вокзала Шилка, отсутствует.

Данный вывод суда также подтверждается письменным ответом заместителя начальника Забайкальской РДЖВ Деминова А.Д. на требование и.о. Могочинского прокурора, в соответствии с которым, медпункт на железнодорожном вокзале Шилка отсутствует. При этом, из ответа усматривается, что согласно п. 7.1. «Перечня видов услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожных вокзалах в зависимости от их классности», являющимся приложением № 1 к «Корпоративному стандарту услуг на вокзалах ОАО «РЖД», утвержденного 14.05.2004, оборудование медицинского пункта на вокзале 2 класса носит рекомендательный характер, то есть на вокзале Шилка наличие медицинского пункта не обязательно.

Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика, при этом исходит из того, что локальные акты предприятий, учреждений, организаций не должны противоречить требованиям действующего законодательства.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.5.1198-03» не содержит указаний на то, что решение о целесообразности или не целесообразности размещения в здании железнодорожных вокзалов медицинских пунктов отнесено к компетенции юридического лица, оказывающего услуги по железнодорожным перевозкам.

Принимая во внимание количество пассажиров, пользующихся услугами ОАО «РЖД» для дальнего и пригородного следования со станции отправления «Шилка», суд полагает, что заявленные истцом требования в рассматриваемой части являются обоснованными, направленными на защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, на получение своевременной медицинской помощи при поездках на железнодорожном транспорте со станции «Шилка», а также при следовании через станцию «Шилка».

Пунктом 3.3.1. Правил установлено, что комната матери и ребенка должна размещаться в наименее шумной и изолированной наземной части вокзала, желательно с отдельным входом с привокзальной площади и (или) из пассажирского здания; ориентацию окон определять в соответствии с климатическими широтными особенностями. При расположении на третьем этаже и выше следует предусматривать устройство лифтов.

В нарушение указанной нормы, комната матери и ребенка в здании железнодорожного вокзала ст. Шилка отсутствует, что подтверждается письменными материалами дела - письменным ответом заместителя начальника Забайкальской РДЖВ Деминова А.Д. на требование и.о. Могочинского прокурора.

Железнодорожный вокзал Шилка, согласно п. 1 Положения о железнодорожном     вокзале - подразделении     региональной     дирекции железнодорожных вокзалов, утвержденного начальником Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов 15.06.11, является подразделением региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

Пунктом 9 Положения о Забайкальской региональной Дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО РЖД основной задачей дирекции является удовлетворение в полном объеме спроса населения на услуги, предоставляемые на вокзалах.

Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении прав потребителей, выразившихся в не оборудовании специальными приспособлениями вокзала ст. Шилка, в целях беспрепятственного пользования инвалидами и пассажирами услугами вокзального комплекса, что предусмотрено ст. 15 ФЗ «О социальной защит инвалидов в РФ».

Статьей 15 ФЗ от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов определено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, ОАО «РЖД» в лице Забайкальской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов, помимо нарушений вышеуказанных в заявлении необходимо по согласованию с общественными объединениями инвалидов       необходимо       разработать       мероприятия,       обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доказательств того, что указанное согласование имело место быть, ответчиком суду не представлено.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ иоказываемых услуг.

Обязанность ОАО «РЖД» обеспечивать безопасность пассажиров, качественное обслуживание на вокзалах, вытекает из положений ФЗ от 10.01.03 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», статьей 1 которого установлено, что железнодорожный транспорт в РФ призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, одним из принципов его функционирования является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

Закон от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируй отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказание услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, получение информации о товарах (услугах), государственную и общественную защиту их интересов, определяет механизмы реализации этих прав.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Согласно преамбуле ФЗ «О социальной защите инвалидов», данным федеральным законом определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации     гражданских,     экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст.19 Конституции РФ государством гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены только федеральным законом.

Вместе с тем, выявленные прокурором нарушения создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории потребителей (инвалидов) пользоваться услугами, предоставляемыми вокзальным комплексом ст. Шилка, т.е. бездействиями Забайкальской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов права такой категории потребителей на пользование услугами ограничиваются.

Положениями ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Судебная защита прав потребителей предусмотрена ст. 17 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, присуждения к исполнению обязанностей в натуре, иными способами предусмотренными законом.

Круг лиц, которые пользуются услугами вокзального комплекса определить невозможно, поскольку доступ в здание вокзала, пригородные кассы, перрон свободен для любого человека.

Доказательств того, что ответчиком принимаются действенные меры по устранению выявленных прокурором нарушений, суду не предоставлено.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Могочинского транспортного прокурора удовлетворить.           

Признать бездействие Забайкальской Региональной дирекции
железнодорожных вокзалов, выражающиеся в неисполнении требований,
предусмотренных ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите
инвалидов РФ» незаконным.

Обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требования, предусмотренные ст. 15 ФЗ
№ 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов РФ» - оборудовать здание железнодорожного вокзала ст. Шилка:

-специальными устройствами - грузопассажирским лифтом для инвалидов в коляске, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон в соответствии с требованиями установленными п.3.1.17 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.03 №12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.5.1198-03»;

туалетом для инвалидов согласно установленным нормам в п. 3.5.7. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.03 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.5.1198-03»;

медицинским пунктом, согласно установленным нормам (п. 3.1 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.51198-03»);

- комнатой матери и ребенка в соответствии с п. 3.3.1. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 «О введении в действие санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП. 2.5.1198-03».

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Резолютивная часть решения суда оглашена 01.11.2011

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2011

Судья                                                                              Сатина И.П.

Копия верна                                       Сатина И.П.