Дело № 2-859/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Шилка 01 ноября 2011 года. Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Сатиной И.П. при секретаре Макаровой Ю.О. с участием прокурора Шеломенцевой Н.В. истца Араниной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Араниной Натальи Владимировны, относящейся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилье на территории городского поселения «Шилкинское», У С Т А Н О В И Л: Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Аранина (Останкона) Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ № Аранина (Останкона) Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени истец не обеспечен жилой площадью. Просит обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» предоставить Араниной (Останковой) Н.В. вне очереди благоустроенное жилье на территории городского поселения «Шилкинское» по степени благоустройства к Шилкинскому городскому поселению, а Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выделить денежные средства администрации муниципального района «Шилкинский район» для обеспечения Араниной (Останковой) Н.В. благоустроенным жильем за счет средств бюджета Забайкальского края. В судебном заседании представитель истца заместитель Шилкинского межрайонного прокурора Шеломенцева Н.В. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет. Истица Аранина (Останкова) Н.В. требования прокурора поддержала, суду пояснила, что окончила 8 классов общеобразовательной средней школы, в настоящее время проживает в г. Шилка с семьей, снимают жилой дом, который не пригоден для проживания. Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края Малков С.М., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме. Правительство Забайкальского края в письменных возражениях, требования прокурора не признает, не согласно с привлечением его в качестве ответчика по делу, так как не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 № 450 - ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Шилкинский район» предусмотрено 2996,8 тысяч рублей. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является органом, который может представлять интересы казны субъекта в судах. Просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчиков. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5 Федерального закона №159). В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В силу требований п.п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо но окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18. 12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждение социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С учетом изложенного, принимая во внимание, что рассматриваемое полномочие передано органам местного самоуправления муниципальных районов, а порядок финансового обеспечения органов местного самоуправления за счет субвенций из бюджета Забайкальского края утвержден Правительством Забайкальского края, суд приходит к выводу, что Правительством Забайкальского края полномочия в обозначенной сфере исполнены, в связи с чем, заявленные к Правительству требования удовлетворению не подлежат. Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», определен порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований. Согласно Закону Забайкальского края от 23 декабря 2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 тыс. рублей, из которых муниципальному району «Шилкинский район» предусмотрены средства в сумме 2996,8 тыс. рублей. Как установлено в судебном заседании, истица Аранина Н.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы решением Шилкинского районного суда от 16 декабря 2004 года лишена родительских прав в отношении Останковой Н.В.. Отец Останковой Н.В., Останков Владимир Алексеевич лишен родительских прав на основании решения Шилкинского районного суда от 12 мая 2003 года. Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 25.09.2006 № 334, Останкова Н.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по окончании обучения. Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, сведения о регистрации права собственности истицы Останковой Н.В., отсутствуют. В соответствии со свидетельством о заключении брака, Останкова Н.В. 11.01.2009 года сменила фамилию на «Аранина». В 2008 году Аранина (Останкова) Н.В. окончила МОУ «Первомайская СОШ №1». Льготы по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам гарантированы государством. До настоящего времени Аранина (Останкова) Н.В. не обеспечена жилой площадью, поэтому, жилое помещение ей должно быть предоставлено органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. С учетом изложенного, заявленные требования прокурора в части обязания Министерства финансов Забайкальского края выделить администрации муниципального района «Шилкинский район» денежные средства для обеспечения Араниной Натальи Владимировны благоустроенным жильем, администрации муниципального района «Шилкинский район» после выделения денежных средств предоставить Араниной вне очереди жилое помещение на территории городского поселения «Шилкинское» подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора. Обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить администарции муниципального района «Шилкинский район» денежные средства для приобретения жилого помещения Араниной (Останковой) Н.В. за счет средств бюджета Забайкальского края. Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район», предоставить Араниной (Останковой) Наталье Владимировне, относящейся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенное жилье на территории городского поселения «Шилкинское» по степени благоустройства к Шилкинскому городскому поселению, не ниже установленной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям. На решение может быть подана кассационная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия через Шилкинский районный суд. Судья И.П. Сатина