дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Шилкинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Сатиной И.П. при секретаре ФИО3 с участием представителя истца ФИО4 представителя ответчика ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании решений незаконными, обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с указанным выше заявлением, мотивируя следующим: она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, проживает в <адрес> в <адрес>, принадлежащем ее дочери ФИО8 и не пригодном для проживания. Собственного жилья ФИО2 не имеет. По результатам проведенного обследования, жилой дом в котором проживает истец, признан пригодным для проживания, однако, он не имеет фундамента, его физический износ составляет 62%, год постройки не установлен, имеются выпучивание и прогибы стен, дверные колоды перекошены, венцы повреждены гнилью и трещинами, перекрытия имеют трещины и зазоры, крыша имеет прогибы стропильных ног и поражение гнилью, пол просел, оконные и дверные проемы повреждены гнилью, печь разрушена, штукатурка отпадает. Первоначально истица просила суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> края, пригодным для проживания; признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> края, непригодным для проживания; обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» принять на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, с правом подписания исковых заявлений, по уточненным требованиям просит суд: - признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> края, пригодным для проживания; - признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> края, непригодным для проживания; - обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» принять на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении; - признать отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с умышленным ухудшением ФИО2 своих жилищных условий незаконным; - обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> предоставить ФИО2 единовременную социальную выплату по приобретение жилого помещения. В судебное заседание ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление. Представитель истца ФИО4, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что ФИО2 проживает в доме по адресу: <адрес> в <адрес> края одна, ранее истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но снята с данного учета. Дом, в котором проживает ФИО5, ранее принадлежал ей на праве собственности, но когда истица заболела, в 2008 году, до получения статуса вдовы участника ВОВ, она подарила его своей дочери ФИО8. Умысла на ухудшение своих жилищных условий у ФИО2 не было, так как на момент совершения сделки, у нее не было оснований претендовать на льготы по предоставлению жилья. В настоящее время ФИО2 проживает в непригодном для проживания доме, одна, дом не соответствует по степени благоустройства домам в <адрес>. Просит заявленные требования удовлетворить. Представитель администрации городского поселения «Шилкинское», ФИО6, действующая на основании доверенности, предъявленные к администрации поселения требования не признала, суду пояснила, что не имеется полного пакета документов для постановки ФИО2 в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием, дом в котором проживает истица признан непригодным для проживания. Приводит доводы о том, что принятое ранее решение межведомственной комиссии о признании дома пригодным для проживания является законным, участие жилищного инспектора является необязательным, а представитель Роспотребнадзора отказался принимать участие в обследовании, так как его услуги не были проплачены в связи с чем, его подписи не имеется в оспариваемом заключении. Полагает, что заключение о непригодности дома для проживания может дать только межведомственная комиссия, этот вопрос не относиться к компетенции суда. Просит в удовлетворении требований к администрации городского поселения отказать. Представитель ответчика Министерства социальной защита населения <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, с заявленными к Министерству требованиями не согласна, в представленном суду письменном отзыве приводит доводы о том, что ФИО2 имела в собственности жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 64,4 кв.м, который она передала по договору дарения своей дочери ФИО8. Кроме этого, ФИО2 имеет состав семьи: дочь - ФИО8, сноха - ФИО9, внук - ФИО10, правнук - ФИО10. Полагает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что указанные родственники истца не имеют в распоряжении, пользовании иного жилого помещения. Просит в удовлетворении требований отказать. Свидетель ФИО8, в судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ранее дом по <адрес> принадлежал на праве собственности ее отцу, в 2006 году собственником дома стала ее мама - ФИО2, а в 2008 году в связи с заболеванием, истец подарила дом ей. Не смотря на это, в доме продолжает проживать ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ они получили ответ из Министерства социальной защиты населения о том, что был предоставлен не полный пакет документов, не было свидетельства о праве собственности на дом. В связи с чем, с мая 2011 года свидетель стала занимать данным вопросом, ходила в администрацию городского поселения, просила провести обследование дома на пригодность проживания в нем. В июне 2011 года ФИО2 сняли с учета нуждающейся в жилом помещении. Полагает, что ее мама, являясь вдовой участника ВОВ имеет право на улучшение жилищных условий. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО2 является вдовой ветерана участника ВОВ. Пунктом 1 статьи 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По смыслу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, проживает по указанному адресу по настоящее время. Из представленного суду заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, дом по указанному адресу признан не пригодным для проживания и требующим капитального ремонта. На момент судебного разбирательства, кто-либо, кроме истице в доме не зарегистрирован, что подтверждается соответствующей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании Постановления главы городского поселения «Шилкинское» № от ДД.ММ.ГГГГ, была признана нуждающейся в жилом помещении как вдова участника ВОВ, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была снята с учета и исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по городскому поселению «Шилкинское» на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Из ответа заместителя руководителя Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, так как акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес> не является основанием признания жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания, необходимо предоставление постановления главы поселения о признании жилого помещения по указанному адресу непригодным для проживания. Из пояснений ФИО6 следует, что ФИО2 ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем, не имеет право на предоставление ей указанной льготы. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что стороной ответчика не представлено доказательств того, что ФИО2 в 2008 году подарила принадлежащее ей жилое помещение дочери в целях умышленного ухудшения своих жилищных условий. Отсутствие умысла на это также подтверждается тем, что статус вдовы участника ВОВ истица приобрела только в декабре 2010 года. ФИО2 проживает в доме, не пригодном для проживания, собственного жилья не имеет, является вдовой участника ВОВ, в связи с чем, подпадает под льготную категорию граждан, которые вправе претендовать на участие в программе по обеспечению жильем указанной категории лиц на улучшение жилищных условий и предоставление ей благоустроенного жилья в соответствии с принятыми нормами. Анализируя представленные сторонами документы, суд приходит к выводу, что у главы администрации городского поселения «Шилкинское» не было достаточных оснований для принятия решения о снятии ФИО2 с учета и исключению из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Шилкинское». Доводы ФИО6 о том, что для постановки ФИО2 на указанный учет, не хватает полного пакета документов, а именно: технического паспорта на жилое помещение, опровергаются материалами дела, а также тем, что ранее истица на указанный учет была поставлено, учетное дело в администрации городского поселения имеется. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования в части обязания администрации городского поселения «Шилкинское» принять истицу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, подлежат удовлетворению. При этом суд полагает, что ФИО2 должна быть принята на учет как вдова участника ВОВ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение). В соответствии с п. 7 Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Оспариваемое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит подписи начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Шилкинском, <адрес>х ФИО12. В судебном заседании установлено, что ФИО12 участия в обследовании дома истца ДД.ММ.ГГГГ не принимал. Кроме этого, из заключения не понятно, по каким критериям проводилась оценка пригодности жилого помещения к проживанию применительно к требованиям раздела 2 Положения, указано только, что износ дома составляет 62 %. Сведений о том, что данное заключение комиссии отменено, в связи с принятием решения о непригодности для проживания дома истца от ДД.ММ.ГГГГ, суду не предоставлено. Таким образом, оспариваемое заключение вынесено с нарушением установленных требований, в связи с чем, требование о признании его незаконным, подлежит удовлетворению. Требования истца о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> не пригодным для проживания, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: Пунктом 7 указанного выше Положения закреплено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Из смысла указанной нормы следует, что решение о признании жилого помещения непригодным для проживания должно приниматься межведомственной комиссией, с соблюдением установленной законом процедурой, в связи с чем, не относиться к компетенции суда. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного обследования, дом, в котором проживает ФИО2, признан непригодным для проживания. Таким образом, допущенное ответчиком нарушение устранено в добровольном порядке, в связи с чем, предмет спора в данной части отсутствует. В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в <адрес>» №-ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ (далее Закон), формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего <адрес>, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Частью 2 ст. 1 Закона закреплено, что формами предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего <адрес>, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", являются: 1) предоставление жилых помещений в собственность; 2) предоставление жилых помещений по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Из смысла ст. 2 Закона следует, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют, в том числе, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы родители погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны, супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак, супруга (супруг) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак. В соответствии со ст. 3 Закона, порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего <адрес>, и порядок предоставления жилых помещений в собственность гражданам, указанным в части 2 статьи 2 настоящего <адрес>, утверждаются <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109 был утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее Порядок). Пунктом 3 Порядка закреплено, что для принятия на учет ветеран Великой Отечественной войны подает заявление (далее - заявление о принятии на учет) в орган местного самоуправления по месту своего жительства (далее - орган, осуществляющий учет). Согласно п. 15 Порядка, учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется органом, осуществляющим учет (орган местного самоуправления по месту жительства гражданина), по отдельному списку согласно приложению к настоящему Порядку. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109 также утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее Порядок №). В силу п. 3 Порядка №, предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны или гражданам осуществляется Министерством социальной защиты населения <адрес> (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 7 Порядка №, единовременная денежная выплата ветеранам Великой Отечественной войны предоставляется в соответствии со сводным списком. Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны формируется уполномоченным органом на основании списков, представляемых органами, осуществляющими учет, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Приложением № к настоящему Порядку утвержден Список ветеранов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующем органе местного самоуправления. Таким образом, для получения единовременной выплаты, необходимо пройти установленную законом процедуру. Из ответа заместителя руководителя Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с предоставлением не полного пакета документов. Таким образом, оспариваемое решение принято на законном основании, в связи с чем, оснований для признания отказа Министерства социальной защиты населения <адрес> в предоставлении ФИО2 единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, у суда не имеется. С учетом того, что судом принято решение об обязании администрации городского поселения «Шилкинское» принять истицу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что повлечет за собой включение ФИО2 в список ветеранов ВОВ с последующим включением в сводный список и направлением пакета документов в Министерство социальной защиты населения <адрес>, оснований для обязания Министерства социальной защиты населения <адрес> предоставить ФИО2 единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения на данный момент не имеется. С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования ФИО2 удовлетворить частично. Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» принять на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной Войны. В удовлетворении остальной части требований отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд. Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий Сатина И.П. копия верна Сатина И.П.