2011 решение по делу С. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 марта 2011 года Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Русановой Т.В.,

с участием помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Михайловой О.В.,

при секретаре Климовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щигровского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Базаровой (Соповой) Елены Ивановны к Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес>, Администрации города <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Щигровский межрайонный прокурор <адрес>, действующий в интересах Соповой Е.И., обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, Комитету строительства и стройиндустрии <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес>, Администрации города <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что Сопова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте в администрации <адрес> в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. С октября 2002 г. на основании постановления Главы города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она передана под попечительство ФИО1, с семьёй которой проживает и в настоящее время на жилой площади, принадлежащей последней, по адресу: <адрес> <адрес>. В 2006 г. Соповой Е.И. как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющим жилого помещения, было подано заявление о получении жилого помещения по договору социального найма. На основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В 2008 г. Соповой Е.И. также было подано заявление о получении жилого помещения по договору социального найма. В апреле 2009 г. Соповой Е.И. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение общей площадью 18,5 кв.м по адресу: <адрес>, без права приватизации данного жилого помещения. На основании данного договора совместно с нею в квартиру была вселена её сестра ФИО2 в качестве члена семьи. Однако с учёта на внеочередное получение жилья Соповы сняты не были, так как площадь предоставленной комнаты ниже учётной нормы. В настоящее время Сопова Е.И. совместно со своим ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и своей сестрой ФИО2 проживает на жилой площади опекуна ФИО3, недвижимое имущество за ней не зарегистрировано. Просит обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> приобрести Соповой Е.И. жилое помещение в <адрес> в размере, не ниже установленных социальных норм общей площади на 1 человека, за счёт средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества <адрес>; Комитет социального обеспечения <адрес> заключить с Соповой Е.И. договор социального найма жилого помещения; администрацию <адрес> предоставить Соповой Е.И. переданное в муниципальную собственность <адрес> жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании помощник Щигровского межрайонного прокурора <адрес> Михайлова О.В. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец Базарова (Сопова) Е.И. (факт перемены фамилии подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении прокурора.

Представитель ответчика - администрации города <адрес> - Коровина Л.В.,по доверенности, иск не признала, пояснив, что согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>, утверждённому постановлением Администрации <адрес> от 24.12.2007 г. № 282 (в ред. от 10.11.2010 г. № 532-па), в компетенцию органа местного самоуправления входит постановка на учёт на внеочередное предоставление жилья указанных лиц, формирование списка граждан и направление его в Комитет строительства и архитектуры (ранее стройиндустрии) <адрес> для формирования сводного списка. Непосредственное предоставление указанной категории лиц жилых помещений не входит в компетенцию органа местного самоуправления. Постановлением Администрации Курской области от 01.12.2010 г. № 572-па уполномоченным органом определён Комитет социального обеспечения <адрес>.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> - в судебное заседание не явился, в представленных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ № 02.1-16/57 просил рассмотреть дело в его отсутствие, исключить администрацию <адрес> из числа ответчиков, и указал, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному Порядку (в ред. постановления Администрации Курской области от 10.11.10 г. № 532-па) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 01.12.2010 г. № 572-па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определён Комитет социального обеспечения <адрес>.

Представитель ответчика - Комитета строительства и архитектуры <адрес> - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ № 06.1пр-01-35/90, не оспаривая право Соповой Е.И. на жилое помещение, просил исключить Комитет из числа ответчиков, ссылаясь на то, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> определён уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения приобретаются в собственность <адрес> путём проведения Комитетом по управлению имуществом <адрес> аукциона. Приобретённые Комитетом и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении регистрационной службы по <адрес> жилые помещения подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан определён Комитет социального обеспечения <адрес>.

Представитель ответчика - Комитета социального обеспечения <адрес> - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ № 072пр-01-232, не оспаривая права Соповой Е.И. на предоставление жилого помещения, указал, что предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии для указанных категорий граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Курской области «Об областном бюджете на 2011 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, выделено 155 620,0 млн. рублей.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом <адрес> - в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ № 04.1пр-01-20/426 просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, указав, что согласно постановлению Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 227-па ОГУ «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>» является балансодержателем квартир, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам. Комитет строительства и архитектуры <адрес> формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями на соответствующий год, который утверждается распоряжением Администрации <адрес>. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включённым в утверждённый список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. Приобретённые Комитетом строительства и архитектуры <адрес> и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> жилые помещения, подлежат включению в реестр государственного имущества. Комитет по управлению имуществом <адрес> закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> ОГУ «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>».

Изучив материалы дела, выслушав помощника Щигровского межрайонного прокурора <адрес> Михайлову О.В., истца Сопову Е.И., представителя ответчика - Администрации г. Щигры <адрес> - Коровину Л.В., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ № 250-О-П от 05.02.2009 г., обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ и законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По делу установлено, что родителями Соповой (Базаровой) Елены Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, являются ФИО4 - мать, ФИО5 - отец; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Ниженским сельсоветом <адрес>. То есть, ФИО4 имела статус матери-одиночки.

Из свидетельства о смерти , выданного Администрацией Ниженского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО4 (мать истца) умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы города Щигры Курской области от 24.10.2002 г. № 197 в связи со смертью опекуна ФИО6 (свидетельство о смерти ) и переездом несовершеннолетней в <адрес> из <адрес>, попечителем несовершеннолетней Соповой Е.И. назначена ФИО3 - тётя несовершеннолетней.

С момента переезда Соповой Е.И. в <адрес>, передачи её под попечительство ФИО3 Сопова Е.И. проживала в жилом помещении, принадлежащем её опекуну ФИО3, по адресу: <адрес>.

Из Протокола заседания жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Главы города Щигры Курской области от 18.10.2006 г. № 245, следует, что на основании поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления Сопова Е.И. - сирота, проживающая на площади опекуна по адресу: <адрес>, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что у Базаровой (Соповой Е.И.) отсутствует жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, что подтверждается сообщениями Щигровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Щигровского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, суд приходит к выводу, что Базарова (Сопова) Е.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая гарантии прав на жилое помещение, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. В связи с чем считает обоснованными требования о праве Соповой Е.И. на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Законом Курской области от 13.06.2007 г. № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» (п. 1 ст. 2) определено, что предусмотренные настоящим Законом меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>. Потому Базарова (Сопова) Е.И. имеет право на получение жилой площади не ниже установленных социальных норм за счёт средств бюджета <адрес>, выделяемых на эти цели.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному Порядку (в ред. постановления Администрации Курской области от 10.11.10 г. № 532-па) обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма относится к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, при этом каждый из указанных органов наделён соответствующим объёмом полномочий.

В компетенцию органов местного самоуправления входит постановка на учёт на внеочередное предоставление жилья указанных лиц, формирование списка граждан и направление его в Комитет строительства и архитектуры <адрес> для формирования сводного списка указанной категории граждан (п. 7).

По делу установлено, что Сопова Е.И. на основании постановления Главы города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была внесена в льготные списки на получение жилой площади как имеющая статус сироты.

В соответствии с п. 11 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Отделом по опеке и попечительству администрации <адрес> сформированный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учёте в уполномоченном органе местного самоуправления, направлен в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования сводного списка. В данном Списке указано, что право истца на обеспечение жилым помещением возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрация города <адрес> свои обязательства перед Базаровой (Соповой) Е.И. выполнила в полном объёме путём постановки истца на учёт на внеочередное предоставление жилья, формирования списка граждан и направления его в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования сводного списка указанной категории граждан.

Поскольку ни законодательством РФ, ни законодательством субъекта РФ - <адрес>, на орган местного самоуправления - Администрацию города <адрес>, не возложено никаких других обязанностей по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из указанной категории граждан, жильём, заключению с ними договора социального найма жилого помещения, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Щигровского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Базаровой (Соповой) Е.И. к Администрации <адрес> не имеется.

Кроме того, как установлено по делу, Постановлением Главы города Щигры Курской области от 01.04.2009 г. № 88 утверждён протокол заседания жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому принято решение о заключении договора социального найма жилого помещения с Соповой Е.И. на кв. дома по <адрес>, общей площадью 18,5 кв.м, включив в состав её семьи сестру ФИО2, тоже сироту, без права приватизации вышеуказанного жилого помещения, так как в соответствии с законодательством каждая из них имеет право на получение субвенции из областного бюджета на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ с Соповой Е.И. заключён договор социального найма жилого помещения , согласно которому совместно с нанимателем в жилое помещение - квартиру дома по <адрес> - площадью 18,5 кв.м, вселена в качестве члена семьи её сестра ФИО2 Однако площадь предоставленного жилого помещения ниже установленного решением Щигровской городской Думы от 28.06.2007 г. № 247-3-РД размера общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, - 18 кв.м на одного человека, в связи с чем Сопова Е.И., как и её сестра ФИО2, не была снята с регистрационного учёта на внеочередное получение жилья.

В настоящее время истец Базарова (Сопова) Е.И., имеющая малолетнего ребёнка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно со своей сестрой ФИО2 проживает в жилом помещении, принадлежащем опекуну ФИО3, по адресу: <адрес>.

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определён Комитет социального обеспечения <адрес>.

Из вышеуказанного Порядка следует, что Комитет строительства и архитектуры <адрес>, определённый уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями на соответствующий год. Жилые помещения приобретаются на основании заявки, поданной Комитетом строительства и архитектуры <адрес> в Комитет по управлению имуществом <адрес>, на проведение аукциона на покупку жилых помещений. Приобретённые Комитетом строительства и архитектуры <адрес> и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> жилые помещения подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>». Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включённым в утверждённый распоряжением Администрации <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Администрация <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> и Комитет строительства и архитектуры <адрес>, и считает необходимым возложить на них обязанность по предоставлению Базаровой (Соповой) Е.И. жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенного за счёт средств областного бюджета на территории муниципального образования «город <адрес>». В связи с чем исковые требования Щигровского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Базаровой (Соповой) Е.И. к Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Щигровского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Базаровой (Соповой) Елены Ивановны к <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Комитет строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Базаровой (Соповой) Елены Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, жилое помещение не ниже установленной нормы за счёт денежных средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории муниципального образования «город <адрес>».

Обязать Администрацию <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Базаровой (Соповой) Елене Ивановне жилое помещение, приобретённое Комитетом строительства и архитектуры <адрес>, по договору социального найма.

Щигровскому межрайонному прокурору <адрес> в интересах Базаровой (Соповой) Е.И. в иске к Администрации города <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в 10-суточный срок со дня провозглашения.

Председательствующий                                                                    Т.В. Русанова