РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Шигоны 7 октября 2010 года
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
с участием адвоката Петрова А.В.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-615 по заявлению Кузнецов Н.И. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
Установил:
Кузнецов Н.И. обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - администрация района) № от 14.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714» в части исключения его из указанного списка, а также обязании восстановить его в данном списке. В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что постановлением администрации района от 19.08.2010 года № он был включен в список ветеранов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Однако оспариваемым постановлением администрации района от 14.09.2010 года № он был необоснованно исключен из данного списка со ссылкой на письма Минрегионразвития РФ, которые не являются нормативными правовыми актами и не могут применяться в противоречие с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»). Доводы администрации района сводятся к тому, что он не воевал в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года, в связи с чем не имеет право на улучшение жилищных условий. Однако в соответствии с п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» он является участником ВОВ, т.к. являлся курсантом Первого Вольского авиационно-технического училища в период с 26.01.1945 года по 25.09.1947 года, в связи с чем согласно данному Закону имеет право на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании заявитель Кузнецов Н.И. и его представитель адвокат Петров А.В. уточненные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Петров А.В., кроме того, дополнил, что право заявителя на обеспечение жилым помещением предусмотрено п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах».
Представитель администрации района по доверенности ФИО1 в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что заявитель является и на основании постановления администрации района от 7.04.2010 года № был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 12.03.2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали. На основании п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» заявитель является участником ВОВ. Постановлением администрации района от 19.08.2010 года № заявитель был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Однако по смыслу писем Министерства регионального развития РФ (далее - Министерство) от 19.03.2010 года №-СК/07, от 20.05.2010 года №-ВТ/07 заявитель не подлежит обеспечению жильем, так как непосредственно в боевых действиях в период ВОВ не участвовал, а был курсантом военного училища, не входившего в состав действующей армии. Поэтому оспариваемым постановлением заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель являлся курсантом Первого Вольского авиационно-технического училища в период с 26.01.1945 года по 25.09.1947 года, т.е. военнослужащим, проходившим военную службу в военно-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Данное обстоятельство подтверждено копией военного билета (л.д.16) и никем по делу не оспаривается.
4.09.1990 года заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ (л.д.17).
Постановлением администрации района от 7.04.2010 года № (л.д.13-15) заявитель был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 12.03.2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.
Постановлением администрации района от 19.08.2010 года № (л.д.7-12) заявитель был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем.
Оспариваемым постановлением администрации района № от 14.09.2010 года (л.д.6) заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года №. В качестве основания вынесения оспариваемого постановления в нем указано письмо Министерства от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2).
Таким образом, заявитель, является участником ВОВ. Данное обстоятельство администрацией района не оспаривается.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
Согласно п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ограничивают права заявителя как участника ВОВ на предоставление указанной меры социальной поддержки в зависимости от того, принимал ли он участие в боевых действиях. Доводы администрации района об обратном основаны на неправильном толковании данных нормативных актов.
В связи с изложенным ссылки на упомянутые выше рекомендательные письма Министерства (л.д.24-26) не могут быть учтены судом.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, администрация района необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявителя на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав оспариваемый акт незаконным в части, касающейся заявителя, а также обязав администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя восстановить его в списке ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Кузнецова Н.И. удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № от 14.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года №» в части исключения Кузнецова Н.И. из указанного списка.
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области восстановить Кузнецова Н.И. в указанном списке.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский