РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Шигоны 1 октября 2010 года
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-608 по заявлению Кислова В.Н. о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления,
Установил:
Кислов В.Н. в лице представителя по доверенности Селиверстовой Г.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 1 постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - администрация района) № от 23.06.2010 года «Об отмене постановлений Главы муниципального района Шигонский от 20.05.2010 года №, №». В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что постановлением администрации района от 13.01.2010 года № он с 25.12.2009 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации района № от 20.05.2010 года ему как участнику Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения. Он подыскал подходяще жилое помещение. Однако оспариваемым постановлением было необоснованно отменено постановление № от 20.05.2010 года, чем нарушены его права на улучшение жилищных условий, гарантированные ему законодательством как ветерану ВОВ.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Селиверстова Г.С. от требования об отмене пункта 1 постановления администрации района № от 23.06.2010 года отказалась, остальные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Дополнила, что о вынесении постановления администрации района № от 21.09.2010 года об исключении заявителя из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, заявителю не было известно. Данное постановление считает не подлежащим применению как противоречащее закону.
Представитель администрации района по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что заявитель является и на основании постановления администрации района от 13.01.2010 года № был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 25.12.2009 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали. 20.05.2010 года было вынесено постановление администрации района № о предоставлении заявителю как участнику ВОВ социальной выплаты для приобретения жилого помещения. На основании п.п.«е» п.1 п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» заявитель является участником ВОВ. Однако по смыслу писем Министерства регионального развития РФ (далее - Министерство) от 19.03.2010 года №-СК/07, от 20.05.2010 года №-ВТ/07 заявитель не подлежит обеспечению жильем, так как не участвовал в боевых действиях непосредственно в период ВОВ (с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года). Поэтому оспариваемым постановлением № от 22.06.2010 года было отменено постановление администрации района № от 20.05.2010 года о предоставлении ему социальной выплаты. Кроме того, по той же причине постановлением администрации района № от 21.09.2010 года заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года №. Поэтому оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель проходил службу в составе действующей армии в 1951 году в течение 12 суток, принимал участие в боевых операциях в составе 331 стрелкового полка по борьбе с бендеровцами на территории Западной Украины. Данное обстоятельство подтверждено справкой военного комиссариата Самарской области от 8.06.2010 года (л.д.28) и никем по делу не оспаривается. 6.05.1993 года заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ (л.д.30).
Постановлением администрации района от 13.01.2010 года № (л.д.25-27) заявитель был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 25.12.2009 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.
Судом установлено, что заявитель был в установленном порядке включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года №, что подтверждено материалами дела и никем не оспаривается.
Постановлением администрации района № от 20.05.2010 года (л.д.31) заявителю на основании Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») как участнику ВОВ была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения в сумме 1060200 рублей за счет средств федерального бюджета, поступивших на счет бюджета муниципального района Шигонский в 2010 году в соответствии с передаваемыми полномочиями Самарской области.
Оспариваемым пунктом 1 постановления администрации района от 22.06.2010 года № (л.д.14) было отменено постановление № от 20.05.2010 года о предоставлении заявителю социальной выплаты. В качестве основания вынесения оспариваемого постановления в нем указаны письма Министерства от 19.03.2010 года №-СК/07, от 20.05.2010 года №-ВТ/07.
Кроме того, судом установлено, что постановлением администрации района № от 21.09.2010 года (л.д.32) со ссылками на те же письма Министерства от 19.03.2010 года №-СК/07, от 20.05.2010 года №-ВТ/07 заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года №. Указанное постановление по данному делу не оспаривается, как утверждает представитель заявителя, последнему о вынесении данного постановления не было известно.
Судом установлено, что о вынесении оспариваемого постановления № от 22.06.2010 года заявителю стало известно 23.06.2010 года, что следует из его подписи о вручении направленного ему письма-сообщения от 22.06.2010 года (л.д.13). Заявитель оплатил госпошлину для подачи в суд заявления 21.09.2010 года (л.д.9) и обратился в суд с рассматриваемым заявлением 23.09.2010 года. Таким образом, установленный законом (ст.256 ГПК РФ) трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании данного постановления заявителем не пропущен, об этом не заявляет и представитель администрации района.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года (п.п.«е» п.1 ч.1 ст.2).
Таким образом, заявитель, проходивший службу в составе действующей армии и принимавший участие в 1951 году в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бендеровского движения) на территории Западной Украины, является участником ВОВ. Данное обстоятельство никем не оспорено и подтверждено материалами дела.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
П.п.3 п.1 ст.15 данного Закона устанавливает, что участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ставят предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от периодов службы участников ВОВ (в том числе в период 1941-1945 г.г.); доводы об обратном основаны на неправильном толковании данных нормативных актов.
В связи с изложенным ссылки представителя администрации района на упомянутые выше письма Министерства (л.д.35-40) не могут быть учтены судом.
Кроме того, суд не может учесть доводы представителя администрации района о том, что заявитель постановлением администрации района № от 21.09.2010 года заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Данное постановление на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта не было издано. Кроме того, согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Суд приходит к выводу о незаконности постановления администрации района № от 21.09.2010 года по тем же основаниям, что и в отношении оспариваемого постановления.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, администрация района необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявителя на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав оспариваемый акт незаконным в части, касающейся заявителя.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Кислова В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным пункт 1 постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № от 23.06.2010 года «Об отмене постановлений Главы муниципального района Шигонский от 20.05.2010 года №, №».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 4.10.2010 года.
Председательствующий А.Ю.Полянский