Решением от 25.10.2010 г. удовлетворен иск прокурора о принятии мер по обеспечению требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянский А.Ю.,

с участием и.о.прокурора Шигонского района Федорина В.М.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-656 по иску и.о.прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности,

Установил:

И.о.прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский о признании бездействия в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, находящихся в границах сельского поселения, незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственный мероприятий с целью приведения противопожарного состояния населенного пункта <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно: сельский населенный пункт <адрес> обеспечить прицепной пожарной мотопомпой; подъезд к имеющемуся пирсу, расположенному у естественного водоисточника (<адрес>), оборудовать наружным освещением в темное время суток; наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, подъезд к естественному водоисточнику <адрес>), расположенные в границах сельского поселения, обеспечить соответствующими указателями (объемными со светильником, либо выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; вблизи естественного водоисточника (<адрес>) устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; имеющуюся систему противопожарного водоснабжения привести в состояние, обеспечивающее пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной совместно с ОГПН проверки выявлены указанные нарушения требований пожарной безопасности. Бездействие ответчика способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в границах сельского поселения. Ответчик как орган местного самоуправления обязан устранить указанные нарушения.

В судебном заседании прокурор Федорин В.М. уточненный иск поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Хлестков С.М. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что администрация сельского поселения не бездействует. В бюджете сельского поселения, являющемся высокодотационным, средства на устранение указанных в иске нарушений норм пожарной безопасности не заложены, других источников дохода администрация сельского поселения не имеет. Доказательств обращения в представительный орган местного самоуправления, либо в иной уполномоченный орган с тем, чтобы предусмотреть в бюджете средства на финансирование мероприятий по устранению указанных выше нарушений норм пожарной безопасности, не имеет. Наличие перечисленных выше нарушений норм пожарной безопасности не оспаривает.

Представитель третьего лица ОГПН по доверенности Шарохин В.М. считал уточненный иск обоснованным, пояснив, что указанные в иске прокурора нарушения норм пожарной безопасности имеются, что выявлено в ходе проведенной проверки. Данные нарушения могут привести к гибели людей и уничтожению имущества в случае пожара.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.

Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст.1).

В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 21 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.Согласно п.3 ППБ 01-03 наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик является исполнительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования - сельского поселения. Судом установлено из материалов дела, в том числе акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 21.05.2008 года, и не оспаривается ответчиком, что ответчиком допущены нарушения норм пожарной безопасности.

Так, в нарушение п.31 ППБ 01-03 сельский населенный пункт <адрес> не обеспечен прицепной пожарной мотопомпой.

Подъезд к имеющемуся пирсу, расположенному у естественного водоисточника (<адрес>), не имеет наружного освещения в темное время суток, чем нарушен п.27 ППБ 01-03.

Наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, подъезд к естественному водоисточнику <адрес>), расположенные в границах сельского поселения, не обеспечены соответствующими указателями (объемными со светильником ли плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника, чем нарушен п.90 ППБ 01-03.

В нарушение п.94 ППБ 01-03 к естественному водоисточнику (<адрес>) не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

На территории сельского населенного пункта <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, чем нарушен п.114 ППБ 01-03.

Имеющиеся системы противопожарного водоснабжения не обеспечивают пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с, чем нарушен п.3 ППБ 01-03, п.8.16 СНИП ДД.ММ.ГГГГ-84*.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация сельского поселения не бездействует, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательствами не подтверждены. Так, суду не представлено доказательств того, что администрация сельского поселения, которая обязана участвовать в формировании бюджета и его исполнении, обращалась в представительный орган местного самоуправления, либо в иной уполномоченный орган с тем, чтобы предусмотреть в бюджете средства на финансирование мероприятий по устранению указанных выше нарушений норм пожарной безопасности.

Кроме того, доводы ответчика о недостаточности средств в бюджете поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие средств не освобождает ответчика как орган местного самоуправления от обязанности выполнять его полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, которое не ставит необходимость принятия указанных выше мер пожарной безопасности в зависимость от наличия денежных средств.

Как обоснованно указывает прокурор, указанные выше нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности нарушают предусмотренные ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Бездействие ответчика в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в границах сельского поселения, то есть неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:Исковое заявление и.о.прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, находящихся в границах сельского поселения, незаконным. Обязать Администрацию сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственный мероприятий с целью приведения противопожарного состояния населенного пункта <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно: сельский населенный пункт <адрес> обеспечить прицепной пожарной мотопомпой; подъезд к имеющемуся пирсу, расположенному у естественного водоисточника (<адрес>), оборудовать наружным освещением в темное время суток; наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, подъезд к естественному водоисточнику <адрес>), расположенные в границах сельского поселения, обеспечить соответствующими указателями (объемными со светильником, либо выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; вблизи естественного водоисточника (<адрес>) устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; имеющуюся систему противопожарного водоснабжения привести в состояние, обеспечивающее пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.10.2010 года.

Председательствующий А.Ю.Полянский