Решением от25.102010 г. удовлетворен иск прокурора о принятии мер ро обеспечению требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянский А.Ю.,

с участием и.о.прокурора Шигонского района Федорина В.М.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-657 по иску и.о.прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности,

Установил:

И.о.прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, находящихся в границах сельского поселения и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственный мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данных населенных пунктов в соответствие с действующим законодательством, а именно: сельские населенные пункты, находящиеся на территории сельского поселения Муранка (<адрес>) обеспечить переносными пожарными мотопомпами; на территории сельских населенных пунктов в границах сельского поселения Муранка установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; имеющийся вблизи <адрес> естественный водоисточник (<адрес>) обустроить подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (<адрес>) выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос); наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные в границах сельского поселения, обеспечить соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории сельского поселения Муранка; имеющиеся системы противопожарного водоснабжения привести в состояние, обеспечивающее пожаротушение любого обслуживаемого данными сетями здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной совместно с ОГПН проверки выявлены указанные нарушения требований пожарной безопасности. Бездействие ответчика способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в границах сельского поселения. Ответчик как орган местного самоуправления обязан устранить указанные нарушения.

В судебном заседании прокурор Федорин В.М. уточненный иск поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Киндеев В.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что администрация сельского поселения не бездействует. В бюджете сельского поселения средства на устранение указанных в иске нарушений норм пожарной безопасности не заложены, других источников дохода администрация сельского поселения не имеет. Доказательств обращения в представительный орган местного самоуправления, либо в иной уполномоченный орган с просьбами предусмотреть в бюджете поселения средства на финансирование мероприятий по устранению указанных выше нарушений норм пожарной безопасности, не имеется. Наличие перечисленных выше нарушений норм пожарной безопасности не оспаривает.

Представитель третьего лица ОГПН по доверенности Шарохин В.М. считал уточненный иск обоснованным, пояснив, что указанные в иске прокурора нарушения норм пожарной безопасности имеются, что выявлено в ходе проведенной проверки. Данные нарушения увеличивают риск гибели людей и уничтожения имущества в случае пожара.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.

Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст.1).

В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 21 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.Согласно п.3 ППБ 01-03 наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик является исполнительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования - сельского поселения. Судом установлено из материалов дела, в том числе акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 29.05.2008 года, и не оспаривается ответчиком, что им допущены нарушения норм пожарной безопасности.

Так, в нарушение п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, находящиеся на территории сельского поселения Муранка (<адрес>) не обеспечены переносными пожарными мотопомпами.

На территории сельских населенных пунктов в границах сельского поселения Муранка не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что противоречит п.114 ППБ 01-03.

В нарушение п.94 ППБ 01-03 имеющийся вблизи <адрес> естественный водоисточник (<адрес>) не обустроен подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (<адрес>), не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос), что противоречит п.112 ППБ 01-03.

Наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные в границах сельского поселения, обеспечить соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника, чем нарушен п.90 ППБ 01-03.

В нарушение ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не включены в планы, схемы и программы развития территории сельского поселения Муранка.

Имеющиеся системы противопожарного водоснабжения не приведены в состояние, обеспечивающее пожаротушение любого обслуживаемого данными сетями здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду, что является нарушением п.8.16 СНИП 2.04.02-84*.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация сельского поселения не бездействует, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательствами не подтверждены. Так, суду не представлено доказательств того, что администрация сельского поселения, которая обязана участвовать в формировании бюджета и его исполнении, обращалась в представительный орган местного самоуправления, либо в иной уполномоченный орган с тем, чтобы предусмотреть в бюджете средства на финансирование мероприятий по устранению указанных выше нарушений норм пожарной безопасности.

Недостаточность средств не освобождает ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, от обязанности выполнять его полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, которое не ставит необходимость принятия указанных выше мер пожарной безопасности в зависимость от наличия денежных средств.

Как обоснованно указывает прокурор, указанные выше нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности нарушают предусмотренные ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Бездействие ответчика в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся в границах сельского поселения, то есть неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:Исковое заявление и.о.прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, находящихся в границах сельского поселения, незаконным. Обязать Администрацию сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с этим обеспечить проведение необходимых организационно-хозяйственный мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данных населенных пунктов в соответствие с действующим законодательством, а именно: сельские населенные пункты, находящиеся на территории сельского поселения Муранка (<адрес>) обеспечить переносными пожарными мотопомпами; на территории сельских населенных пунктов в границах сельского поселения Муранка установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; имеющийся вблизи <адрес> естественный водоисточник (<адрес>) обустроить подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (<адрес>) выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос); наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные в границах сельского поселения, обеспечить соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника; включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории сельского поселения Муранка; имеющиеся системы противопожарного водоснабжения привести в состояние, обеспечивающее пожаротушение любого обслуживаемого данными сетями здания не менее чем от 2-х гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.10.2010 года.

Председательствующий А.Ю.Полянский