РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Шигоны 26 ноября 2010 года
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
с участием адвоката Селиверстовой Г.С.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-698 по заявлению Кислова В.Н. о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления,
Установил:
Кислов В.Н. в лице представителя по доверенности Селиверстовой Г.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - администрация района) № 739 от 21.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714», а также обязании восстановить его в данном списке. В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что постановлением администрации района от 13.01.2010 года № 8 он с 25.12.2009 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации района № 384 от 20.05.2010 года ему как участнику Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения. Постановлением администрации района от 23.06.2010 года № 487 было необоснованно отменено постановление № 384 от 20.05.2010 года. Оспариваемым постановлением администрации района № 739 от 21.09.2010 года он был незаконно исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714, чем нарушены его права на улучшение жилищных условий, гарантированные ему законодательством как ветерану ВОВ. Вступившим в законную силу решением суда от 1.10.2010 года постановление районной администрации от 23.06.2010 года № 487 было признано незаконным.
В судебном заседании представителя заявителя по доверенности Селиверстова Г.С. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации района по доверенности ФИО в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что заявитель является и на основании постановления администрации района от 13.01.2010 года № 8 был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 25.12.2009 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали. 20.05.2010 года было вынесено постановление администрации района № 384 о предоставлении заявителю как участнику ВОВ социальной выплаты для приобретения жилого помещения. На основании п.п.«е» п.1 п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» заявитель является участником ВОВ. Однако по смыслу писем Министерства регионального развития РФ (далее - Министерство) от 19.03.2010 года № 10469-СК/07, от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07 заявитель не подлежит обеспечению жильем, так как не участвовал в боевых действиях непосредственно в период ВОВ (с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года). Поэтому постановлением № 487 от 22.06.2010 года было отменено постановление администрации района № 384 от 20.05.2010 года о предоставлении ему социальной выплаты, а оспариваемым постановлением № 739 от 21.09.2010 года заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. Поскольку заявитель исключен из указанного списка, администрация района не исполняет собственное постановление № 384 от 20.05.2010 года о предоставлении ему социальной выплаты.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель проходил службу в составе действующей армии в 1951 году в течение 12 суток, принимал участие в боевых операциях в составе 331 стрелкового полка по борьбе с бендеровцами на территории Западной Украины. 6.05.1993 года заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, копией вступившего в законную силу решением Шигонского районного суда Самарской области от1.10.2010 года и никем по делу не оспариваются.
Постановлением администрации района от 13.01.2010 года № 8 заявитель был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 25.12.2009 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.
Судом установлено, что заявитель был в установленном порядке включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714, что подтверждено материалами дела и никем не оспаривается.
Постановлением администрации района № 384 от 20.05.2010 года заявителю на основании Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») как участнику ВОВ была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения в сумме 1060200 рублей за счет средств федерального бюджета, поступивших на счет бюджета муниципального района Шигонский в 2010 году в соответствии с передаваемыми полномочиями Самарской области.
Пунктом 1 постановления администрации района от 22.06.2010 года № 487 было отменено постановление № 384 от 20.05.2010 года о предоставлении заявителю социальной выплаты. Оспариваемым постановлением администрации района № 739 от 21.09.2010 года со ссылками на письма Министерства от 19.03.2010 года №-СК/07, от 20.05.2010 года №-ВТ/07 заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Вступившим в законную силу решением Шигонского районного суда Самарской области от 1.10.2010 года постановление районной администрации от 23.06.2010 года № 487 было признано незаконным, поскольку заявитель имеет право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года (п.п.«е» п.1 ч.1 ст.2).
Таким образом, заявитель, проходивший службу в составе действующей армии и принимавший участие в 1951 году в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бендеровского движения) на территории Западной Украины, является участником ВОВ. Данное обстоятельство никем не оспорено и подтверждено материалами дела.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
П.п.3 п.1 ст.15 данного Закона устанавливает, что участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ставят предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от периодов службы участников ВОВ (в том числе в период 1941-1945 г.г.); доводы об обратном основаны на неправильном толковании данных нормативных актов.
В связи с изложенным ссылки представителя администрации района на упомянутые выше письма Министерства не могут быть учтены судом.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, администрация района необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявителя на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав незаконным и отменив оспариваемый акт, а также обязав администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя восстановить его в списке ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Кислова В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № 739 от 21.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714».
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области восстановить Кислова В.Н. в указанном списке ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский