Решением от 13.12.2010 года удовлетворен иск прокурора района об обязании Администрации с.п. совершить действия по постановке на учет участка дороги



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

с участием и.о.прокурора Шигонского района Федорина В.М.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709 по заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании автодороги бесхозяйным недвижимым имуществом и признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации учета бесхозяйного имущества,

Установил:

Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд (с учетом дополнения заявленных требований) с заявлением о признании бесхозяйным недвижимым имуществом автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 1,500 км, расположенной на ул.Ленинградской с.Новодевичье Шигонского района Самарской области, признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Новодевичье муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация сельского поселения) по организации учета данного бесхозяйного имущества, обязании Администрации сельского поселения совершить действия по постановке на учет данной автодороги как бесхозяйной вещи путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной Прокуратурой Шигонского района проверки соблюдения органами местного самоуправления требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на территории указанного сельского поселения располагается упомянутая автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием, которая не имеет собственника, т.е. является бесхозяйной. Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления обязана предоставить необходимую информацию о бесхозяйной вещи в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для последующего закрепления этого имущества в муниципальную собственность и осуществления мероприятий, обеспечивающих безопасность данного объекта. Однако Администрация сельского поселения свои полномочия не выполняет. Бездействие Администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность и создает предпосылки к увеличению числа ДТП на указанной автомобильной дороге. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей и уничтожения, повреждения их имущества необходимо признать данный объект бесхозяйным для дальнейшей передачи его в собственность муниципального образования.

В судебном заседании и.о.прокурора Шигонского района Федорин В.М. уточненные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации сельского поселения Новодевичье Александрова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась. Пояснила, что в бюджете сельского поселения отсутствуют средства, необходимые для постановки на учет участка автодороги как бесхозяйной вещи (изготовление техпаспорта, постановка на кадастровый учет и т.д.). Кроме того, у Администрации сельского поселения в силу закона имеется право, а не обязанность подавать заявление о постановке бесхозяйной вещи на учет. Указанный в заявлении участок автодороги действительно не имеет собственника либо иного законного владельца, в том числе не состоит в государственной и муниципальной собственности, заказчик его строительства не известен; какая-либо документация на автодорогу отсутствует. В связи с этим выделение средств из бюджета на содержание участка автодороги (ремонт, очистку от снега и прочее) невозможно. В случае удовлетворения заявления просил предоставить срок для исполнения решения не менее 1 года, так как для этого заведомо необходимы значительные финансовые средства, а также большой период времени.

Представитель заинтересованного лица КУМИ муниципального района Шигонский по доверенности Логинова Н.В. считала заявление обоснованным и подтвердила, что участок автодороги не имеет собственника либо иного законного владельца, в государственной и муниципальной собственности не состоит, заказчик его строительства не известен; какая-либо документация на участок автодороги отсутствует.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч.1,ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (п.13, п.21).

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, на территории сельского поселения имеется не имеющее собственника недвижимое имущество - участок автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 1,500 км, расположенный на ул.Ленинградской с.Новодевичье Шигонского района Самарской области. Материалами дела подтверждено, что указанный объект недвижимости не имеет собственника либо иного законного владельца, в том числе он не является государственной и муниципальной собственностью, заказчик его строительства не известен, какая-либо документация на автодорогу отсутствует. Указанные обстоятельства способствуют ненадлежащему содержанию автодороги (ремонту, очистку от снега и т.п.), что никем по делу не оспаривается.

Также судом установлено, что Администрацией сельского поселения мер по постановке указанного бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, длительное время не предпринимается.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно ст.14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Согласно п.2 ч.2 ст.50 данного Закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Статьей 37 упомянутого Закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

Бездействие Администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся автодорогой, на безопасность. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей и уничтожения, повреждения их имущества необходимо признать данный объект недвижимости бесхозяйной вещью для дальнейшего решения вопроса о ее правовой судьбе, в т.ч. признании на нее права муниципальной собственности.

Таким образом, Администрация сельского поселения как уполномоченный исполнительный орган местного самоуправления обязана совершить действия по постановке на учет бесхозяйной вещи путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество. Доводы представителя Администрации сельского поселения о том, что такая обязанность отсутствует, основаны на неправильном толковании закона.

Доводы представителя Администрации сельского поселения об отсутствии бюджетных средств, необходимых для исполнения решения суда, не могут быть учтены судом как не имеющие правового значения по делу, поскольку не являются основанием для неисполнения органом местного самоуправления предусмотренных законом обязанностей.

В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает обоснованными доводы представителя Администрации сельского поселения о том, что для исполнения решения необходим значительный период времени, в связи с чем с учетом требований разумности полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 1.01.2012 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199,206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Шигонского района удовлетворить.

Признать бесхозяйной недвижимой вещью участок автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 1,500 км, расположенный на ул.Ленинградской с.Новодевичье Шигонского района Самарской области.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Новодевичье муниципального района Шигонский Самарской области по организации учета данной бесхозяйной вещи.

Обязать Администрацию сельского поселения Новодевичье муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 1.01.2012 года совершить действия по постановке на учет данного участка автодороги как бесхозяйной вещи путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 17.12.2010 года.

Председательствующий А.Ю. Полянский