РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Шигоны 26 ноября 2010 года
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
с участием адвоката Селиверстовой Г.С.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-699 по заявлению Фомина Г.Н о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
Установил:
Фомин Г.Н. в лице представителя по доверенности Селиверстовой Г.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - администрация района) № 719 от 14.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714», а также обязании восстановить его в данном списке. В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что постановлением администрации района от 18.06.2010 года № 475 он и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 21.05.2010 года. Однако оспариваемым постановлением администрации района от 14.09.2010 года № 719 он был необоснованно исключен из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714, со ссылкой на письмо Минрегионразвития РФ, чем нарушены его права как ветерана ВОВ, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»). Он является участником ВОВ, т.к. являлся курсантом военного училища в период ВОВ более полугода, в связи с чем согласно данному Закону имеет право на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании представителя заявителя по доверенности Селиверстова Г.С. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив, что просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление администрации района только в части, касающейся заявителя.
Представитель администрации района по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что на основании п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» заявитель является участником ВОВ. Поэтому постановлением администрации района от 18.06.2010 года № 475 заявитель кА ветеран ВОВ и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 21.05.2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали. Заявитель также был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Однако по смыслу письма Министерства регионального развития РФ (далее - Министерство) от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07 заявитель не подлежит обеспечению жильем, так как непосредственно в боевых действиях в период ВОВ не участвовал, а был курсантом военного училища, не входившего в состав действующей армии. Поэтому оспариваемым постановлением заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель являлся курсантом Фрунзенского военно-пехотного училища в период с июня 1944 года по декабрь 1945 года, т.е. военнослужащим, проходившим военную службу в военно-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Данное обстоятельство подтверждено копией военного билета (л.д.41-44) и никем по делу не оспаривается.
В 2002 году заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ (л.д.14).
Постановлением администрации района от 18.06.2010 года № 475 (л.д.32) заявитель и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 21.05.2010 года, именно в связи с наличием у заявителя права на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.
Как следует из объяснений представителя администрации района, заявитель был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Оспариваемым постановлением администрации района № 719 от 14.09.2010 года (л.д.22) заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. В качестве основания вынесения оспариваемого постановления в нем указано письмо Министерства от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2).
Таким образом, заявитель является участником ВОВ. Данное обстоятельство администрацией района не оспаривается.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
Согласно п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ограничивают права заявителя как участника ВОВ на предоставление указанной меры социальной поддержки в зависимости от того, принимал ли он участие в боевых действиях. Доводы администрации района об обратном основаны на неправильном толковании данных нормативных актов.
В связи с изложенным ссылки на упомянутое выше письмо Министерства (л.д.31) не могут быть учтены судом.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, администрация района необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявителя на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав оспариваемый акт незаконным и отменив в части, касающейся заявителя, а также обязав администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя восстановить его в списке ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Фомина Г.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № 719 от 14.09.2010 года «Об исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714» в части исключения Фомина Г.Н. из указанного списка.
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области восстановить Фомина Г.Н. в указанном списке ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский