РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Антошкиной А.А.,
с участием адвоката Петрова А.В.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/11 по заявлению Кузнецова Н.И. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Н.И., в лице представителя по доверенности Петрова А.В., обратился в суд (с учетом уточнения заявленных требований) с заявлением, в котором просил признать незаконным Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - администрация района) № 1091 от 30 декабря 2010 года «Об отказе в предоставлении социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны Кузнецову Н.И. и ФИО1» в части отказа в предоставлении ему указанной выплаты, а также обязать администрацию района в целях устранения допущенного нарушения его права на обеспечение жилым помещением предоставить ему социальную выплату для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поступивших в районный бюджет на улучшение жилищных условий участников Великой Отечественной войны (далее - ВОВ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что в соответствии с абз. «з» п.п. п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» он является участником ВОВ, так как являлся курсантом Первого Вольского авиационно-технического училища в период с 26 января 1945 года по 25 сентября 1947 года. В связи с этим согласно п.4 ст.17 данного Закона он имеет право на обеспечение жилым помещением независимо от периода и срока службы. Постановлением администрации района от 19 августа 2010 года № 668 он был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. Однако постановлением администрации района от 09 сентября 2010 года № 719 он был необоснованно исключен из данного списка. Вступившим в законную силу решением Шигонского районного суда Самарской области от 07 октября 2010 года постановление администрации района от 14 сентября 2010 года № 719 было признано незаконным, на администрацию района была возложена обязанность восстановить его в данном списке. Указанным судебным решением установлено, что он имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Однако оспариваемым постановлением № 1091 от 30 декабря 2010 года администрация района отказала ему в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Указанное постановление считает незаконным, поскольку основано на письмах Минрегионразвития РФ, которые противоречат нормам Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»).
В судебном заседании заявитель Кузнецов Н.И. и его представитель Петров А.В. уточненные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации района по доверенности Полянская А.Н. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, на основании постановления администрации района от 07 апреля 2010 года № 247 заявитель был признан нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 марта 2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали. В бюджет района перечисляются средства на предоставление участникам ВОВ социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с указанным списком. На основании ФЗ «О ветеранах» заявитель является участником ВОВ. Однако, по смыслу писем Министерства регионального развития РФ (далее - Министерство) от 19 марта 2010 года № 10469-СК/07, от 20 мая 2010 года № 20847-ВТ/07 заявитель не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», так как не участвовал в боевых действиях непосредственно в период ВОВ (с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года). Поэтому оспариваемым постановлением заявителю было отказано в предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, поступивших в районный бюджет в 2010 году на улучшение жилищных условий участников ВОВ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель являлся курсантом Первого Вольского авиационно-технического училища в период с 26 января 1945 года по 25 сентября 1947 года, т.е. военнослужащим, проходившим военную службу в военно-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. Данное обстоятельство подтверждено копией военного билета (л.д.5) и никем по делу не оспаривается.
04 сентября 1990 года заявителю было выдано удостоверение участника ВОВ (л.д.4).
Постановлением администрации района от 07 апреля 2010 года № 247 (л.д.19-24) заявитель был признан нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 марта 2010 года. Данное постановление не отменено, поскольку основания для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях до сих пор не отпали, что администрацией района не оспаривается.
Постановлением администрации района от 19 августа 2010 года № 668 (л.д.33-38) заявитель был включен в список ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем.
Постановлением администрации района № 719 от 14 сентября 2010 года (л.д.39) заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. Вступившим в законную силу решением Шигонского районного суда Самарской области от 07 октября 2010 года (л.д.40-41) постановление от 14 сентября 2010 года № 719 было признано незаконным в части исключения Кузнецова Н.И. из списка, на администрацию района возложена обязанность восстановить заявителя в указанном выше списке.
Во исполнение указанного судебного решения постановлением администрации района № 979 от 26 ноября 2010 года (л.д.47) заявитель был восстановлен в списке ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. В письме № 3494 от 29 ноября 2010 года (л.д.48) администрация района проинформировала заявителя о восстановлении в списке.
Оспариваемым постановлением администрации района № 1091 от 30 декабря 2010 года (л.д.3) заявитель был исключен из списка ветеранов ВОВ, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2008 года № 714. В качестве основания вынесения оспариваемого постановления в нем указаны письма Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07, от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОВ отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Так, к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ, которыми являются и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (п.п.«з» п.1 ч.1 ст.2).
Таким образом, заявитель, является участником ВОВ. Данное обстоятельство администрацией района не оспаривается.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение жилых помещений.
Согласно п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.
Таким образом, судом установлено, что заявитель как участник ВОВ на основании п.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ни данный Закон, ни упомянутый Указ Президента РФ не ограничивают права заявителя как участника ВОВ на предоставление указанной меры социальной поддержки в зависимости от того, принимал ли он участие в боевых действиях. Доводы администрации района об обратном основаны на неверном толковании данных нормативных актов.
В связи с изложенным ссылки на упомянутые выше рекомендательные письма Министерства регионального развития РФ (л.д.25-30) не могут быть учтены судом.
Кроме того, право заявителя на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 07 октября 2010 года.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, администрация района необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявителя на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав оспариваемый акт незаконным в части, касающейся заявителя, а также обязав администрацию района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявителя предоставить ему социальную выплату для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поступивших в районный бюджет на улучшение жилищных условий участников ВОВ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление Кузнецова Н.И. удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № 1091 от 30 декабря 2010 года «Об отказе в предоставлении социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны Кузнецову Н.И. и ФИО1» в части отказа в предоставлении Кузнецову Н.И. указанной выплаты.
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Кузнецову Н.И. социальную выплату для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет муниципального района Шигонский Самарской области на улучшение жилищных условий участников Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Судья Антошкина А.А.