РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2011 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанина А.Н.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-48 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области об обязании организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями,
Установил:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) об обязании организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области было установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. В нарушение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, Администрацией должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения села Шигоны: не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Шигоны несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населённого пункта. Так, прокуратурой в ходе выездной проверки были выявлены 8 мест несанкционированного размещения отходов в сельском поселении Шигоны на <адрес>, общей площадью более 330 кв.м., на которых складируются как бытовые отходы, так и строительный мусор, обрезь деревьев, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупного рогатого скота и т.д., что подтверждается актом проверки и фотоснимками, сделанными в ходе выездной проверки. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Шигоны, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли.
В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанин А.Н. исковые требования поддержал по приведенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что вывоз мусора и бытовых отходов с помощью специального транспорта, организованный Администрацией (т.н. поведерный сбор), недостаточен. Требование о сборе мусора в контейнеры предусмотрено как обязательное действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов, в том числе поведерного (поквартирного).
Представитель ответчика Администрации по доверенности Ивлюшин А.А. иск не признал, пояснив, что Администрация не бездействует, что в соответствии с пожеланиями граждан ею организован т.н. поведерный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с помощью специального транспорта имеющим соответствующую лицензию МП «УК ЖКХ муниципального района Шигонский», которое осуществляет вывоз мусора 2-3 раза в неделю, что считает достаточным. Причиной образования несанкционированных свалок на территории поселения является несознательность части граждан, которые не желают заключать договоры на вывоз мусора с указанным предприятием. Полагает, что установка на специальных площадках контейнеров для сбора мусора по сравнению с поведерным сбором мусора повлечет больший вред для окружающей среды ввиду угрозы появления около них насекомых, крыс, бродячих собак. Кроме того, не на всех улицах имеется возможность установки контейнерных площадок из-за малой ширины улиц. В настоящее время генеральный план сельского поселения Шигоны не утвержден, в связи с чем пока невозможно определить места расположения и количество площадок для установки контейнеров. Полагает, что обустройство контейнерных площадок нецелесообразно и повлечет неоправданные расходы бюджетных средств, которых и так недостаточно. Считает, что прокурор не вправе был обратиться в суд с рассматриваемым иском, поскольку к нему приложено обращение депутата Собрания Представителей муниципального района Шигонский ФИО1, который может самостоятельно обращаться в суд.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Самарской области по доверенности Ефимов И.В. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, аналогичным приведенным в исковом заявлении, дополнив, что при соблюдении требований санитарных норм к содержанию контейнеров никакого вреда для окружающей среды не наступит. Организованный Администрацией поведерный сбор мусора и отходов является ущербным и недостаточным, является причиной несанкционированных свалок, так как не всегда мусор собирается в спецмашину, которая работает по графику всего 2-3 раза в неделю, и многие люди не успевают выгрузить мусор.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований.
Согласно ст.76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
Статьями 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН, Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил (п.1.1.).
Как установлено данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.).
Пунктом 2.1.1. СанПиН установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с п.2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п.2.1.4. Правил).
Согласно п.2.2.2. СанПиН для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Пунктом 2.2.3. Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
В нарушение данных требований Администрацией, которая является исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом сельского поселения Шигоны (л.д.32-43), должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения села Шигоны: не оборудованы контейнерные площадки, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Шигоны несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населённого пункта.
Так, в ходе проведенной прокуратурой выездной проверки были выявлены 8 мест несанкционированного размещения отходов в сельском поселении Шигоны на <адрес>, общей площадью более 330 кв.м., на которых складируются как бытовые отходы, так и строительный мусор, обрезь деревьев, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупного рогатого скота и т.д. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки и фотоснимками, сделанными в ходе выездной проверки (л.д.10-26), и не оспаривается ответчиком.
Указанные нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Шигоны.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции России, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу требований части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Поскольку государственная собственность на земельные участки, занятые мусором и бытовыми отходами, не разграничена, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения. Кроме того,
Согласно статье 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, в результате бездействия ответчика состояние земельных участков, занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя ответчика о нецелесообразности обустройства контейнеров ввиду возможного ухудшения санитарного состояния территории и отсутствия необходимых средств в бюджете не могут быть учтены судом, поскольку правового значения пол делу не имеют.
Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.
Обустройство контейнерных площадок в целях сбора мусора предусмотрено в качестве обязательного требования действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов сбора и вывоза мусора, в том числе поведерного (поквартирного). Кроме того, материалами дела достоверно установлено, что принимаемых Администрацией мер явно недостаточно для выполнения требований действующих санитарно-эпидемиологических норм. Поведерный сбор мусора и отходов является ущербным и недостаточным, является причиной несанкционированных свалок, для граждан не всегда мусор удобно выгружать в спецмашину, ответчиком должна быть обеспечена возможность удаления и хранения мусора в период отсутствия спецмашины.
Доводы ответчика о невозможности обустройства контейнерных площадок из-за малой ширины улиц не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку как указано выше, законодательством (пунктом 2.2.3. указанных выше СанПиН) предусмотрен порядок размещения контейнерных площадок в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов. Кроме того, данные вопросы могут быть решены и в порядке исполнения судебного акта.
Доводы Администрации о невозможности до утверждения генерального плана сельского поселения определить места расположения и количество площадок для установки контейнеров противоречат указанным выше требованиям законодательства.
Приведенные Администрацией доводы о том, что согласно п.2.2.11. Правил «поквартирную» систему удаления твердых бытовых отходов возможно применять в одно-, двухэтажных домах, не имеют правового значения по делу, поскольку Правилами предусмотрена возможность только удаления из домов отходов таким способом, а не сбор и вывоз в места хранения отходов.
Заявленные исковые требования соответствуют и требованиям Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Шигоны (л.д.45-46), а также Правилам благоустройства территорий населенных пунктов сельского поселения Шигоны и санитарного состояния (л.д.47-50).
В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.
Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решениесуда должно быть исполнено.
По мнению суда, с учетом требований разумности, в том числе учитывая покрытие в настоящее время поверхности земли снегом, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 1.06.2011 года, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 1 июня 2011 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Шигонский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 14.02.2011 года.
Председательствующий А.Ю.Полянский