РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года с.Шигоны Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Антошкиной А.А., при секретаре Логиновой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Шигоны Самарской области гражданское дело № 2-320/11 по заявлению Хлесткова С.М. об обжаловании решения органа местного самоуправления. у с т а н о в и л: Хлестков С.М. обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об обжаловании решений органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что письмом Главы сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в производстве выплат, предусмотренных ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения. В обоснование своих требований ссылается на то, что Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский № 24-б от 10 октября 2005 года он был избран главой сельского поселения Малячкино и работал на данной выборной должности до очередных выборов, которые состоялись 10 октября 2010 года. В связи с тем, что выборы были признаны несостоявшимися, повторные выборы территориальной комиссией были проведены в марта 2011 года. По результатам очередных выборов он не был избран на должность главы сельского поселения, поскольку не мог принять в них участие по независящим от него причинам - находился длительное время на стационарном лечении в Шигонской районной больнице. На его обращения по вопросу производства выплат, от Администрации сельского поселения и Администрации муниципального района был получен отказ. С решениями органа местного самоуправления с.Малячкино и Администрации муниципального района Шигонский не согласен, поэтому вынужден обратиться в суд и просит признать отказ сельского поселения Малячкино от ДД.ММ.ГГГГ и отказ муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ незаконными; обязать сельское поселение Малячкино произвести ежемесячные выплаты в течение года со дня переизбрания нового главы поселения и по истечении года производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии из бюджета сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский, а в случае отсутствия средств в бюджете сельского поселения предусмотреть данные выплаты из резервного фонда бюджета муниципального района Шигонский в виде дотации в бюджет сельского поселения Малячкино. В судебном заседании заявитель Хлестков С.М. заявленные требования уточнил, просил признать незаконными отказы Администрации сельского поселения Малячкино и Администрации муниципального района Шигонский, привел доводы изложенные в заявлении, дополнив, что он принял участие в первых выборах, но выборы были признаны не состоявшимися, во вторых выборах не принял участие по причине своей болезни, находился на стационарном лечении. Считает, что он является лицом неизбранным, поэтому ему полагаются ежемесячные выплаты в течение года со дня переизбрания нового главы в соответствии со ст.19 Закона Самарской области. Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального района Шигонский Полянская А.Н. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснила, что администрация района не имеет отношения к выплате Хлесткову С.М. компенсаций и доплаты в соответствии со ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД. Он являлся главой сельского поселения, все доплаты и компенсации должны быть выплачены из бюджета сельского поселения. Выплаты Хлесткову С.М. из резервного фонда Администрации района не могут производиться, так как средства фонда предусмотрены на нужды администрации района. Отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения не является основанием для отказа в выплате компенсации, можно внести изменения в бюджет и предусмотреть необходимые денежные средства. Представитель заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Цинько В.Г. в судебном заседании пояснил, что считает отказ законным, поскольку у сельского поселения нет денег в бюджете на выплату компенсации Хлесткову С.М.. В связи с неизбранием главы на новой срок Уставом сельского поселения предусмотрена выплата денежной компенсации. Согласно этому пункту Устава администрация намерена ходатайствовать о выделении денежных средств администрацией района для выплат заявителю. Доплата к пенсии предусмотрена Уставом сельского поселения, однако, какой именно статьей, пояснить не может. Представитель заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Туйзюкова Л.Н. ( допущенная к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству Главы сельского поселения Цинько В.Г.) пояснила, что муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок компенсации и доплаты к трудовой пенсии главе поселения не имеется. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Хлесткова С.М. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия или бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно абзаца 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.09 №2 «О практике рассмотрения судами дел об спаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Регулирование порядка предоставления гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления на территории Самарской области осуществляется на основании Закона Самарской области от 10 июля 2008 года № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» ( далее - Закон о гарантиях). Ст. 19 Закона о гарантиях предусмотрено предоставление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу местного самоуправления: - после окончания срока полномочий в случае неизбрания на должность на новый срок полномочий может ежемесячно выплачиваться денежная компенсация в размере их должностного оклада до устройства на новое место работы (службы), но не более одного года со дня прекращения полномочий, в случае, если не установлена доплата к трудовой пенсии; - замещавшим должности не менее одного года, может назначаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Самарской области. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.3, п.3. ст.19 названного Закона вышеуказанные гарантии могут устанавливаться уставом муниципального образования и предоставляются за счет средств местного бюджета в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Ст.52 Устава сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Устав), принятого решением Собрания представителей сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18-23) установлены гарантии осуществления полномочий Главы поселения, в том числе право при прекращении полномочий в связи с неизбранием его на новый срок в течение одного года со дня прекращения полномочий на ежемесячную денежную компенсацию в размере его должностного оклада, выплата которой прекращается в случае трудоустройства ( п.5 ст.52). Иные социальные гарантии предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о гарантиях ( п.6 ст.52). Из объяснений представителей Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский следует, что иных муниципальных правовых актов, определяющих гарантии осуществления полномочий главы поселения не имеется, что не оспаривалось Хлестковым С.М.. Судом установлено, Хлестков С.М. Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) признан избранным главой сельского поселения Малячкино. Согласно ч.2 ст.37 Уставу глава сельского поселения избирается сроком на 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ Хлестков С.М. уволен в связи с истечением срока полномочий по п.2 ст.77 Трудового кодекса РФ, что подтверждается трудовой книжкой заявителя (л.д.13-15). Заявитель принимал участие в выборах Главы сельского поселения Малячкино на новый срок, однако, выборы были признаны несостоявшимися, так как в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания числа голосов избирателей. В повторных выборах на должность главы сельского поселения Хлестков С.М. участие не принимал. Указанные обстоятельства подтверждаются решением Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и справкой Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.7, 38). ДД.ММ.ГГГГ Хлестков С.М. обратился к Главе сельского поселения Малячкино и Главе муниципального района Шигонский с заявлением о назначении ежемесячной выплаты денежной компенсации в размере должностного оклада в течение одного года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока полномочий и неизбранием его на новый срок и об установлении доплаты к трудовой пенсии в соответствии с ч.2 ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД. Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации муниципального района Шигонский заявителю разъяснено, что гарантии могут быть предоставлены только при наличии соответствующего муниципального правового акта, принятого Собранием Представителей сельского поселения Малячкино. Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ главы сельского поселения Малячкино Хлесткову С.М. было отказано в выплате компенсации из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения ( л.д.9). Требование заявителя о признании Решения Администрации муниципального района Шигонский (письма № от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным не подлежит удовлетворению, поскольку предоставление гарантий, установленных ст.19 Закона о гарантиях отнесено к компетенции муниципального образования - сельского поселения с.Малячкино. Указанное решение права и свободы заявителя никоем образом не нарушает, какие-либо правовые последствия данное решение для Хлесткова С.М. не порождает. Требование заявителя о признании незаконным Решения Администрации сельского поселения с.Малячкино ( письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит удовлетворению частично. Ссылка администрации поселения на отсутствие денежных средств, не может являться основанием для отказа в предоставлении установленных Главе сельского поселения гарантий. Между тем, суд считает, что у Хлесткова С.М. не возникло права на получение денежной компенсации, поскольку одним из обязательных условий для ее выплаты является - неизбрание на должность на новый срок полномочий. Согласно ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин РФ обладают пассивным избирательным правом, то есть быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( п.27 ст.2, ст.4). Следовательно, только при реализации права на избрание, гражданин может быть признан избранным либо неизбранным. Невозможно признать гражданина неизбранным, если он не принимал участие в выборах. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривается заявителем, последний не принимал в повторных выборах главы сельского поселения. Мотив, по которому Хлестков С.М. не принял участия в повторных выборах на должность главы сельского поселения, не имеет правового значения при рассмотрении дела, поскольку данное обстоятельство не влияет на право заявителя на получение ежемесячной денежной компенсации. Вместе с тем, судом было установлено, что до настоящего времени Администрация сельского поселения не приняла решение по заявлению Хлесткова С.М. о предоставлении доплаты к трудовой пенсии, и мотивированное заключение о невозможности ее предоставления в адрес заявителя также направлено не было, тем самым был нарушен Федеральный закон РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации», согласно которому письменное обращение подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации (ст.12) и права заявителя. С учетом изложенных обстоятельств, суд считает незаконным бездействие Администрации сельского поселения, выразившееся в уклонении от принятия решения по результатам рассмотрения заявления Хлесткова С.М. об установлении доплаты к трудовой пенсии в соответствии с ч.2 ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД. В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.09 №2 «О практике рассмотрения судами дел об спаривании решений, действий (бездействия) органов государственной сласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая решение об удовлетворении заявления, в резолютивной части решения суд указывает на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия. По смыслу вышеприведенных норм и с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд, признавая бездействие органа местного самоуправления незаконным, вправе обязать данный орган в течение определенного судом срока рассмотреть поступившее к нему обращение заявителя по существу. При этом суд не вправе указывать, какое решение по поступившему обращению должен принять уполномоченный орган, чье бездействие обжаловано в судебном порядке. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Заявление Хлесткова С.М. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения по результатам рассмотрения заявления Хлесткова С.М. о производстве доплаты к трудовой пенсии в соответствии с ч.2 ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД. Обязать Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 01 июля 2011 года принять решение по заявлению Хлесткова С.М. о производстве доплаты к трудовой пенсии в соответствии с ч.2 ст.19 Закона Самарской области № 67-ГД. В остальной части заявленных требований - отказать. Мотивированное решение суда составлено 27 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд. Судья Антошкина А.А.