РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 августа 2011 года с.Шигоны Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Полянский А.Ю., с участием заместителя прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н., при секретаре Мироновой Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-367 по иску прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании принять меры по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении, Установил: Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Суринского филиала Образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» (Далее - СОШ) незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с этим обеспечить проведение в СОШ необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения санитарного состояния образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством - оборудовать медицинский пункт в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 25 ноября 2002 года Главным государственным врачом РФ, а именно обеспечить наличие кабинета врача длиной не менее 7 метров (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м., кабинета зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованного вытяжным шкафом, процедурного кабинета площадью 14 кв.м., кабинета психолога площадью 10 кв.м., самостоятельного санузла. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 в Суринском филиале СОШ помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (медицинский кабинет) отсутствует. Филиал образовательного учреждения располагается в отдельном здании и получает отдельную лицензию на осуществление образовательной деятельности. Здание Суринского филиала СОШ расположено на значительном удалении от здания СОШ (более 10 км.), в связи с чем оперативное оказание медицинской помощи учащимся филиала в медкабинете СОШ не представляется возможным. Кроме того, в настоящее время здание СОШ не располагает медицинским пунктом, отвечающим вышеназванным требованиям. Согласно Уставу СОШ имущество образовательного учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальным. Полномочия по финансированию реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, приобретению оборудования СОШ возложены на его учредителя - Администрацию муниципального района Шигонский. Бездействие ответчика способствует снижению гарантий создания надлежащих условий охраны и укрепления здоровья несовершеннолетних обучающихся и нарушает их право на медицинское обслуживание. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании») обязанность по оборудованию медицинского кабинета возложена на ответчика. В судебном заседании представитель истца зам.прокурора Шигонского района Лебедев Г.Н. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что здание филиала СОШ построено и введено в эксплуатацию в 1965 году, до вступления в силу СанПиН 2.4.2.1178-02, а также что указанные СанПиН утратят силу с 01.09.2011 года. Кроме того, ссылался на то, что оборудование медкабинетов должно было осуществляться за счет средств областного бюджета в рамках реализации Программы «Дети Самарской области», утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2008 года № 382, действие которой приостановлено до 01.01.2012 года. Представитель третьего лица СОШ Яцких Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что у школы не имеется собственных денежных средств для выполнения требований СанПиН. В соответствии с Уставом СОШ полномочия по финансированию реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, приобретению оборудования СОШ возложены на его учредителя - Администрацию муниципального района Шигонский. Представитель третьего лица Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрение дела в его отсутствие; в отзыве на иск считал исковые требования прокурора обоснованными. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований. По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований. Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан. Согласно п.1 и п.4 ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Согласно ст.ст.11, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п.2.3.22 действующих в настоящее время СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 25 ноября 2002 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв.м; кабинет психолога площадью 10 кв.м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из Устава СОШ усматривается, что учредителями образовательного учреждения являются Департамент образования и науки Администрации Самарской области и Администрация Шигонского района (п.1.1). Согласно п.7.4 имущество образовательного учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальным. Пунктом 7.1 Устава предусмотрено финансирование Администрацией района как учредителем деятельности СОШ по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, приобретению оборудования. В компетенцию Администрации района как учредителя согласно п.8.1 Устава СОШ входит осуществление реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, приобретение оборудования, выделение средств на выполнение СанПиН, норм и правил пожарной безопасности капитального характера. В ходе судебного разбирательства установлено, здание филиала СОШ является собственностью муниципального района Шигонский и передано в оперативное управление образовательному учреждению, что никем по делу не оспаривается. В здании СОШ в нарушение п.2.3.22 действующих в настоящее время СанПиН 2.4.2.1178-02 не оборудован медицинский кабинет, что не оспаривается ответчиком и подтверждено материалами дела. Таким образом, судом установлено, что со стороны Администрации муниципального района Шигонский имеет место бездействие по непринятию мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании филиала СОШ. Бездействие ответчика способствует снижению гарантий создания надлежащих условий охраны и укрепления здоровья несовершеннолетних обучающихся и нарушает их право на медицинское обслуживание. Доводы ответчика о том, что требования п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 не распространяется на введенные в эксплуатацию до их принятия здания образовательных учреждений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат содержанию СанПиН, согласно которому они распространяются на все существующие здания. Его же доводы о том, что с 01.09.2011 года указанные СанПиН утратят силу, не имеют правового значения, поскольку в настоящее время они действуют и подлежат применению. Приведенные ответчиком доводы о том, что оборудование медкабинетов должно осуществляться за счет средств областного бюджета в рамках реализации Программы «Дети Самарской области», действие которой приостановлено до 01.01.2012 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом установлено, что обязанность по оборудованию медкабинетов возложена законодательством именно на администрацию района. Источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения суда, ответчик вправе выбирать самостоятельно. При этом отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п.1 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению. Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 1.02.2012 года, доказательств обратного ответчиком не представлено. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить. Признать бездействие Администрации муниципального района Шигонский Самарской области в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Суринского филиала Образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 01.02.2012 года принять меры по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства - обеспечить проведение в здании Суринского филиала Образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», расположенном в с.Суринск Шигонского района Самарской области, ул.Школьная, д.29, необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения санитарного состояния образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно оборудовать медицинский пункт согласно п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обеспечив наличие кабинета врача длиной не менее 7 м. (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м., кабинета зубного врача площадью 12 кв.м., оборудованного вытяжным шкафом; процедурного кабинета площадью 14 кв.м., кабинета психолога площадью 10 кв.м., самостоятельного санузла. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд. Председательствующий А.Ю.Полянский