Решением от 29.07.2011г. признано незаконным постановление Администрации м.р.Шигонский о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Шигоны                                                                                          29 июля 2011 года

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

с участием адвоката Селиверстовой Г.С.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-376 по заявлению Едоковой А.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

Установил:

Едокова А.А. 20.07.2011 года обратилась в суд (с учетом уточнения заявленных требований) с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 7 Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) № 415 от 01.06.2011года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального района Шигонский от 30 мая 2011 года» и обязании Администрации поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 24.05.2011 года.

В обоснование заявленных требований заявительница ссылалась на то, что пунктом 7 упомянутого постановления ей отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Считает, что пункт 7 данного постановления противоречит закону и нарушает ее право как вдовы участника Великой Отечественной войны (далее - ВОв) на обеспечение жилым помещением, гарантированное Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»). Собственного жилья она не имеет, проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО3 и зятю ФИО4, в <адрес>. Членом семьи ФИО4 она не является, проживает и зарегистрирована в указанном доме одна, общее хозяйство с ними не ведет. С дочерью и зятем заключен договор найма жилого помещения.

В судебном заседании заявительница Едокова А.А. уточненные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнив, что жилой дом в <адрес>, ранее принадлежал ФИО2 В 2003 году или еще раньше она с мужем продала на слом принадлежавший им ветхий жилой дом. Ее зять ФИО4 и дочь ФИО3 в 2003 году решили купить для себя дом у ФИО2 С согласия последнего она и ее супруг зарегистрировались в данном доме в 2003 году, но временно продолжили проживать в своем ветхом доме. Когда в 2004 году по договору купли-продажи данный дом был приобретен ее дочерью ФИО3, то она с мужем вселилась в этот дом. После смерти в 2005 году ее мужа она продолжила проживать в этом доме одна. Зять и дочь никогда не вселялись в указанный дом, совместное хозяйство она с ними не вела, у них раздельный семейный бюджет. Дочь и зять проживали все это время в <адрес>. В настоящее время зять в связи с прекращением деятельности хозяйства, где он работает, намерен вернуться проживать на родину, в указанный дом, после чего ей негде будет проживать. По условиям договора найма, заключенного с зятем и дочерью, она проживает в этом доме период, пока им дом не понадобится самим, и содержит дом за свой счет, то есть оплачивает налоги, коммунальные услуги за дом и приусадебный земельный участок. Иного жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма, она не имеет.

Представитель Администрации по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что на основании ст.21 ФЗ «О ветеранах» Едокова А.А. является вдовой участника ВОв. 24.05.2011 года заявительница обратилась в Администрацию с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставила пакет документов. Своего жилого помещения Едокова А.А. ни в собственности, ни по договору социального найма, не имеет. Однако поскольку Едокова А.А. проживает одна в благоустроенном жилом доме общей площадью 63,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности дочери, является членом семьи собственника указанного жилого помещения, то оспариваемым постановлением Едоковой А.А. было обоснованно отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и в постановке на соответствующий учет.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 дал аналогичные Едоковой А.А. показания.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд считает, что заявительницей представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам ВОв относятся участники ВОв.

Судом установлено, что супруг заявительницы ФИО1 являлся участником ВОв, поскольку проходил военную службу в воинских частях действующей армии в период с ноября 1943 года по май 1945 года, что подтверждено справкой военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40), и никем по делу не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждено копией свидетельства о смерти (л.д.38). ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом заявительнице была выдана справка (л.д.10) о том, что она является вдовой умершего участника ВОы и пользуется всеми льготами, установленными ст.21 Закона РФ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано соответствующее удостоверение (л.д.41).

24.05.2011 года заявительница обратилась в Администрацию с заявлением (л.д.45-46) о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, и предоставила соответствующие документы.

Оспариваемым пунктом 7 Постановления Администрации № 415 от 04.06.2011 года (л.д.47-48) утвержден протокол заседания жилищной комиссии при Администрации от 30.05.2011 года, Едоковой А.А. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ и п.п.2 п.1 ст.10 Закона Самарской области от 05.07.2005 года № 139-ГД «О жилище», в связи с тем, что ею представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как указано в постановлении, Едокова А.А. является членом семьи собственника жилого помещения - дочери ФИО3, при этом общая площадь жилого дома, в котором проживает и зарегистрирована заявительница одна, составляет 63,8 кв.м.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.

Статья 21 данного Закона устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв и ветеранов боевых действий. Так, согласно п.п.4 п.1 данной статьи предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОв и участников ВОв, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОв и участников ВОв имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. При этом в связи с внесением в ФЗ «О ветеранах» изменений Федеральным законом от 06.05.2010 № 79-ФЗ для вдов участников ВОв такое условие для обеспечения жилым помещением, как постановка на учет до 01.03.2005 года, исключено.

Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, в том числе писем Росреестра и ЦТИ (л.д.37,39), и не оспаривается Администрацией, Едокова А.А. не имеет жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.

Также судом установлено, что в сентябре 2003 года с согласия собственника жилого помещения ФИО2 заявительница и ее супруг зарегистрировались по месту жительства в жилом доме в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено справкой Администрации сельского поселения Суринск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) и прописным материалом (л.д.27-29). ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был приобретен дочерью заявительницы ФИО3 по договору купли-продажи (л.д.42-43), который прошел государственную регистрацию.

Судом установлено из пояснений заявительницы и показаний свидетеля, что в 2004 году, после заключения указанного договора, Едокова А.А. и ее супруг с согласия собственников (своей дочери ФИО3 и зятя ФИО4) вселились в упомянутое жилое помещение.

Также судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ своего супруга заявительница продолжила проживать в указанном доме, где зарегистрирована и проживает одна по настоящее время. Жилой дом имеет общую площадь 63,8 кв.м. Данные обстоятельства подтверждены справками Администрации сельского поселения Суринск от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19,55), актом обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), указанным выше договором, и никем по делу не оспариваются.

Согласно упомянутым справкам администрации сельского поселения Суринск Едокова А.А. других членов семьи не имеет.

Также судом установлено, что между Едоковой А.А. и зятем ФИО4 подписан договор найма (л.д.53) указанного жилого помещения, датированный 01.01.2011 года, согласно которому ФИО4 предоставил жилое помещение для проживания Едоковой А.А.; она за период проживания с 01.01.2011 года по 30.12.2011 года обязуется оплатить ФИО4 <данные изъяты> руб. на страхование дома и земельный налог. Как следует из пояснений Едоковой А.А. и ФИО4 в суде, проживает она в доме на безвозмездной основе, но содержит дом за свой счет.

Как установлено судом, дочь и зять заявительницы ФИО3 и ФИО4 с момента приобретения указанного дома не вселялись в него, проживают и зарегистрированы в квартире в <адрес>, где на настоящий момент работает ФИО4 В состав семьи ФИО4 входит лишь супруга - ФИО3 Данные обстоятельства подтверждены справками Администрации МО «Бекетовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17,54), показаниями ФИО4, и не оспариваются участвующими в деле лицами.

Также судом установлено и не оспаривается Администрацией, что общее хозяйство с дочерью и зятем Едокова А.А. не ведет.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно п.6 Правил предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденным постановлением Собрания Представителей Шигонского района № 42 от 18.11.2005 года (л.д.49-52), нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда признаются граждане, имеющие обеспеченность на одного человека менее 15 кв.м. общей площади (учетная норма). Согласно пункту 19 данных Правил граждане принимаются на учет со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Принятые на учет граждане включаются в Кингу учета граждан, которую ведет жилищная комиссия (п.21 Правил). Решение жилищной комиссии утверждается постановлением Администрации (п.14 Правил).

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные основания признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.6 Закона Самарской области «О жилище», а также указанными выше Правилами, утвержденными постановлением Собрания Представителей Шигонского района № 42 от 18.11.2005 года.

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч.3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст.10 Закона Самарской области «О жилище» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Именное такое основание для отказа в признании заявительницы нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, указано в оспариваемом п.7 постановления Администрации от 01.06.2011 года № 415. Отказ мотивирован тем, что Едокова А.А. является членом семьи собственника жилого помещения - дочери ФИО3, при этом общая площадь жилого дома, в котором проживает и зарегистрирована заявительница одна, составляет 63,8 кв.м., то есть на нее приходится общая площадь более учетной нормы.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч.1). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч.2).

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении», ст.2 Закона Самарской области «О жилище» установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст.31 ЖК РФ).

Согласно п.п.«а» п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Судом установлено, что истица была вселена в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ее дочери ФИО3, с согласия последней, однако проживала и проживает отдельно от семьи дочери, проживающей в другой области, не ведет общее хозяйство с семьей дочери, у них раздельный бюджет.

В связи с этим суд не может согласиться с доводами Администрации о том, что Едокова А.А. является членом семьи собственника жилого помещения.

Доказательств того, что заявительница имеет самостоятельное право на указанное жилое помещение, и, соответственно, что она не является нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, суду не представлено.

Других предусмотренных законом оснований для отказа в принятии Едоковой А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда суд не усматривает, и Администрацией не приводится.

Суд учитывает как неопровергнутые доводы Едоковой А.А. и ФИО4 о том, что между собственником жилого помещения и Едоковой А.А. достигнуто соглашение о ее проживании на период, пока помещение не станет необходимым собственнику, который намерен сам пользоваться им.

В связи с изложенным у Администрации не было законных оснований для отказа в признании Едоковой А.А. нуждающейся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Приняв оспариваемый ненормативный правовой акт, Администрация необоснованно, вопреки закону, нарушила права заявительницы на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным заявление следует удовлетворить, признав незаконным и отменив оспариваемый пункт постановления Администрации № 415 от 01.06.2011 года, а также обязав Администрацию в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав заявительницы поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с момента подачи соответствующего заявления, то есть с 24.05.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Едоковой А.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить пункт 7 Постановления Администрации муниципального района Шигонский Самарской области № 415 от 01.06.2011 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального района Шигонский от 30 мая 2011 года».

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области поставить Едокову А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 24.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Решение вынесено в окончательной форме 29.07.2011 года.

Председательствующий                                         А.Ю.Полянский