Решением от 22.08.2011 г. заявление Соповой К.В. оставлено без удовлетворения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Шигоны                                                                            22 августа 2011 года

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413 по заявлению Соповой К.В. о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости,

Установил:

10.08.2011 года Сопова К.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области (далее - ФГУ «ЗКП») от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения площадью сельскохозяйственных угодий 9,5 га.

В обоснование заявленных требований Сопова К.В. ссылалась на то, что на основании протокола общего собрания трудового коллектива колхоза <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен земельный участок площадью 9,5 га. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство на право собственности на землю серия . 01.06.2011 года она обратилась в ФГУ «ЗКП» с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - указанном выше земельном участке , предоставив свидетельство на право собственности на землю. Решением ФГУ «ЗКП» от 28.06.2011 года ей отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - указанном выше земельном участке площадью 9,5 га. Решение ФГУ «ЗКП» мотивировано тем, что земельный участок находится в коллективно-долевой собственности, при этом ею не предоставлено согласие всех участников долевой собственности. Данное решение считает незаконным, поскольку согласно свидетельству на право собственности на землю земельный участок принадлежит ей на праве общей совместной собственности; приведенное в оспариваемом решении основание для отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке не предусмотрено статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В судебном заседании 22.08.2011 года заявитель либо ее представитель, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не участвовали, от представителя заявителя по доверенности Страховой Г.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.30).

В ходе судебного заседания 19.08.2011 года представитель заявителя по доверенности Страхова Г.Н. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнив, что выдел земельного участка в счет земельной доли не проводился, участок не образован, его местоположение не определено. Считает, что заявителю принадлежит не земельная доля, а конкретный земельный участок, кадастровый номер которого ( указан в свидетельстве на право собственности на землю, поэтому и просит выдать на него кадастровый паспорт. Целью обращения в ФГУ «ЗКП» с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости являлась постановка на кадастровый учет земельного участка Соповой К.В. площадью 9,5 га.

В судебном заседании 22.08.2011 года представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области (далее - ФБУ «КП»), надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не участвовал, о причинах неявки суд не известил. В отзыве на заявление (л.д.31-32) ФБУ «КП» с заявлением не согласилось, указав, что сведения о земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являющемся самостоятельным объектом учета, вносятся в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании документа, послужившего основанием для выдачи свидетельств на право собственности на землю. Земельный участок в счет земельной доли заявителя не выделялся, право собственности на долю не зарегистрировано, в связи с чем земельная доля Соповой К.В. не является самостоятельным объектом учета, сведения о нем не могут быть внесены в ГКН на основании представленного свидетельства на право собственности на землю. Земельный участок (весь массив земель бывшего колхоза «<данные изъяты>») площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет, осуществляется процедура выдела земельных участков в счет земельных долей участников общей долевой собственности на указанный участок.

В судебном заседании 19.08.2011 года представитель заинтересованного лица ФБУ «КП» по доверенности Седышева И.М. заявление считала необоснованным, дала аналогичные приведенным в отзыве на заявление пояснения. Дополнила, что в настоящее время полномочия по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости принадлежат ФБУ «КП» (ранее - ФГУ «ЗКП»). Основанием к отказу Соповой К.В. во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости явилось то, что в ГКН до 2007 года уже были внесены сведения на земельный участок бывшего колхоза «<данные изъяты>», соответственно он является ранее учтенным, данный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. находится в общей долевой собственности собственников земельных долей. Земельная доля заявителя учтена в составе данного земельного участка (всего массива земель колхоза «<данные изъяты>»).

Заинтересованное лицо - начальник Шигонского Отдела ФБУ «КП» Григорьева И.Ю., вынесшая оспариваемое решение, в судебном заседании с заявлением не согласилась, дала аналогичные пояснения, дополнив, что в ее полномочия входит принятие решений, связанных с кадастровым учетом земельных участков, внесением сведений в ГКН о ранее учтенных земельных участках. В свидетельстве на право собственности на землю, выданном Соповой К.В., указан не кадастровый номер земельного участка заявителя, а номер единого участка (всего массива земель) колхоза «<данные изъяты> - Выдел земельного участка в счет земельной доли Соповой К.В. не производился, участок не образован, его местоположение и границы не определены. Объектом, подлежащим кадастровому учету, земельная доля, принадлежащая заявителю, не является.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заявителя и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В связи с изложенным дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ее представителя, а также представителя ФБУ «КП».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд считает, что ФБУ «КП» и Григорьевой И.Ю. представлены убедительные и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого решения.

Согласно ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ суд при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлено, что на основании протокола общего собрания трудового коллектива колхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47) заявитель Сопова К.В. была включена в список лиц, имеющих право на получение земельной доли из земель колхоза «<данные изъяты> (л.д.48). Земельная доля для всех собственников сельскохозяйственных угодий данного хозяйства была установлена эквивалентной площади 9,5 га.

ДД.ММ.ГГГГ Соповой К.В. земельным комитетом Шигонского района было выдано свидетельство на право собственности на землю (л.д.24-25). Согласно данному свидетельству на основании постановления Администрации Шигонского района от ДД.ММ.ГГГГ Сопова К.В. приобрела право общей совместной собственности на землю по адресу: колхоз «<данные изъяты>» <адрес>, общей площадью 9,5 га; описание собственности: земельная доля с кадастровым номером участка , в составе земель сельскохозяйственного назначения; площадь сельхозугодий 9,5 га, из них пашни 8,0 га.

Судом установлено, что 01.06.2011 года Страхова Г.Н., действующая от имени своей матери Соповой К.В., обратилась в Шигонский Отдел ФГУ «ЗКП» с заявлением (л.д.22) о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, предоставив копию указанного выше свидетельства на право собственности на землю. Целью обращения с указанным заявлением являлась постановка земельного участка площадью 9,5 га на кадастровый учет, что следует из содержания рассматриваемого заявления и пояснений в суде Страховой Г.Н.

Оспариваемым решением от 28.06.2011 года (л.д.11-12), вынесенным начальником Шигонского отдела ФБУ «КП» Григорьевой И.Ю., заявителю отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке. Отказ мотивирован отсутствием в представленных документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном. Как указано в оспариваемом решении, земельный участок находится в коллективно-долевой собственности, при этом Соповой К.В. не предоставлено согласие всех участников долевой собственности.

Согласно ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) (ч.1). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3). В соответствии с данным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) (ч.5).

Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со ст.3 данного Федерального закона, Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/93 на момент вынесения оспариваемого решения в Самарской области полномочия органа кадастрового учета были возложены на ФГУ «ЗКП» (в настоящее время - ФБУ «КП»).

Согласно Положению о Шигонском филиале ФГУ «ЗКП» (л.д.39-43), должностной инструкции начальника Шигонского Отдела ФГУ «ЗКП» (л.д.34-38) в функции начальника отдела входит обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости в пределах кадастрового района 63:37.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение принято Григорьевой И.Ю. в пределах ее компетенции как начальника Шигонского отдела ФГУ «ЗКП», что никем по делу не оспаривается.

Статьей 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлены принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Так, согласно ее ч.5 сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным законом порядке документов, если иное не установлено этим законом. В соответствии с п.10 данной статьи ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно ст.16 данного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 закона сведений об объекте недвижимости (ч.1). Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.2).

Часть 1 статьи 23 указанного Федерального закона предусматривает, что постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Статья 27 данного Закона содержит основания отказа в осуществлении кадастрового учета. Так, согласно п.1 ч.2 данной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим законом.

В соответствии с ч.1 ст.45 названного Федерального закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 3 статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пунктом п.19 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, в соответствии с пунктом 34 Порядка принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений (далее - решение об отказе во внесении сведений).

В соответствии с п.34 указанного Порядка основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) является в том числе отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

Согласно п.63 Порядка в Реестр вносятся в том числе следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

6) адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса - описание местоположения.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Статьей 15 данного Закона установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до его вступления в силу, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

Согласно ст.13 указанного Федерального закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (ч.1). Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (ч.2). Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (ч.3). Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (ч.4). Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (ч.6).

В соответствии со ст.14 данного Федерального закона владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (ч.1).

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., ранее принадлежавший колхозу «<данные изъяты>», поставлен на кадастровый учет, в настоящее время осуществляется процедура выдела земельных участков в счет земельных долей участников общей долевой собственности на указанный участок. Данные обстоятельства подтверждены кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.44-45).

Как следует из материалов дела, заявитель Сопова К.В. является сособственником принадлежавшего колхозу «Россия» земельного участка, который находится в общей долевой собственности граждан. Данный вывод, кроме приведенных выше положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подтверждено выданным заявителю свидетельством на право собственности на землю, в котором указано описание собственности: земельная доля с кадастровым номером участка <данные изъяты>, в составе земель сельскохозяйственного назначения; площадь сельхозугодий 9,5 га.

Доводы заявителя о том, что земельный участок находится на праве общей совместной собственности, являются ошибочными, в связи с чем не могут быть учтены судом. Указание в выданном ей свидетельстве на коллективно-совместную собственность выводов суда не опровергает.

Согласно уведомлению Шигонского Отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33) права Соповой К.В. на объекты недвижимости в виде земельного участка в ЕГРП не регистрировались.

Таким образом, заявителю принадлежит не земельный участок, а доля в праве общей собственности на земельный участок, принадлежавший колхозу «Россия», эквивалентная 9,5 га, выдел земельного участка в натуре в счет указанной доли не произведен, его местоположение и границы не определены.

Судом установлено, что указанный в выданном заявителю свидетельстве на право собственности на землю номер земельного участка означает не кадастровый номер земельного участка заявителя, а номер единого участка (всего массива земель) колхоза «<данные изъяты>».

Как указано выше, самостоятельным объектом кадастрового учета может являться лишь земельный участок, а не доля в праве общей собственности на земельный участок. Соответственно, оснований для внесения в ГКН сведений о земельной доле заявителя, в счет которой не выделен земельный участок, а также для ее постановки на кадастровый учет, не имелось.

Доводы заявителя об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке являются необоснованными. Как указано выше, согласно п.1 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим законом. В соответствии с п.34 указанного выше Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений в случае отсутствия в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

Таким образом, требования заявителя об оспаривании решения ФГУ «ЗКП» (в настоящее время ФБУ «КП») об отказе во внесении сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Соповой К.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 25.08.2011 года.

Председательствующий                                             А.Ю.Полянский