решением от 19.12.2011 года удовлетворен иск прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года                                                                                      с.Шигоны          

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Объедкова А.А.,

с участием помощника прокурора Шигонского района Садовой Е.А.,

при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-568 по иску заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Шигонская центральная районная больница» и Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности,

Установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Администрации муниципального района Шигонский (далее - администрация района) и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» (далее - МУЗ, ЦРБ) о признании бездействия в области пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности и обеспечить проведение на объекте МУЗ «Шигонская центральная районная больница» - здании детской терапии и стационара, расположенном по адресу: <адрес>, необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данного объекта в соответствие с действующим законодательством, а именно:

-произвести проверку качества огнезащиты сгораемых конструкций чердачных помещений;

-места пересечения инженерных коммуникаций (электрических кабелей и труб отопления) через противопожарные преграды (перекрытия в подвальных помещениях) заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

-обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- люки выхода из помещений 2-го этажа в чердачное помещение выполнить противопожарными 2-го типа;

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что прокуратурой Шигонского района совместно с ОНД проведена проверка требований нормативных документов по пожарной безопасности на указанном объекте ЦРБ, расположенном в <адрес>, здание детской терапии и стационара. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, наличие которых ущемляют права на защиту жизни, здоровья граждан и имущества в случае пожара. Ответчики (администрация района - как собственник имущества и исполнительный орган местного самоуправления, а ЦРБ - как владелец имущества на праве оперативного управления) обязаны соблюдать нормы пожарной безопасности в МУЗ «Шигонская ЦРБ». Бездействие ответчиков способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца пом.прокурора Шигонского района Садова Е.А. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель соответчика администрации района по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что для устранения указанных в иске нарушений норм пожарной безопасности необходимы значительные денежные средства, которые в бюджете муниципального района Шигонский на 2011-2012 годы не заложены. При этом бюджет района является высокодотационным. Наличие указанных нарушений и обязанность их устранения администрацией района как учредителем ЦРБ и собственником здания не оспаривает. Кроме того, просила учесть, что для устранения всех нарушений потребуется период более 1 года, поскольку нужно составить проектно-сметную документацию, изыскать источники финансирования работ и выполнить их.

Представитель соответчика ЦРБ Суханов А.Г. в судебном заседании иск не признал, дал аналогичные Логиновой Н.В. пояснения, дополнив, что у ЦРБ не имеется собственных денежных средств для устранения выявленных нарушений норм пожарной безопасности.

Представитель третьего лица ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных уточненных исковых требований.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, регулируются нормами Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 37 указанного Федерального Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 указанного Федерального закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии со ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся:

1) формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;

2) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из обозреваемого в ходе судебного разбирательства Устава муниципального района Шигонский, принятого Решением Собрания Представителей района № 168 от 04.06.2008 года, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, структурным подразделением которого является комитет по управлению муниципальным имуществом (п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 36). Согласно п. 8 ст. 36 Устава администрация района для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями, в частности: управляет и распоряжается собственностью района; разрабатывает проект решения о бюджете района, осуществляет исполнение бюджета района.

Судом из материалов дела, в том числе выписки из реестра муниципального имущества муниципального района Шигонский от 12.12.2011 года, установлено, что нежилое здание - терапевтическое отделение, расположенное в <адрес>, находится в собственности муниципального района Шигонский.

В соответствии с договором от 01.01.2007 года данное здание передано в оперативное управление ЦРБ.

Из Устава ЦРБ усматривается, что данное учреждение является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, вправе заниматься хозрасчетной деятельностью. Учредителем МУЗ является муниципальное образование муниципальный район Шигонский (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом).

Согласно разделу III Устава, договору о передаче имущества в оперативное управление ЦРБ имущество, закрепленное за ЦРБ на праве оперативного управления, является муниципальным собственностью. При осуществлении оперативного управления имуществом МУЗ обязано производить текущий и капитальный ремонт указанного имущества.

Уставом ЦРБ также предусмотрено финансирование деятельности учреждения, в частности, за счет средств бюджета.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оба ответчика (администрация района - как собственник имущества, учредитель ЦРБ и исполнительный орган местного самоуправления, а ЦРБ - как владелец имущества на праве оперативного управления) обязаны соблюдать нормы пожарной безопасности при эксплуатации указанного выше здания.

Судом из письма ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск, и муниципальных районов Сызранский, Шигонский от 11.11.2011 года в адрес прокурора Шигонского района установлено, что в ходе проверки объекта МУЗ - здания детской терапии и стационара, расположенного по адресу: <адрес>, ОНД были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.(л.д.*********)

Указанные выше нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности посягают на предусмотренные ст. 34 Федерального Закона «О пожарной безопасности» права граждан на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Судом установлено, что выявленные нарушения являлись объектом проверок, проводимых ОНД, обязанность их устранения доводилась до сведения учреждения, однако они не устраняются длительный период времени.

Приведенные ответчиками доводы о недостаточности средств не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по соблюдению требований законодательства в области пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения не ставится в зависимость от наличия денежных и иных средств и ресурсов. Источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения суда, ответчики вправе выбирать самостоятельно.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

Таким образом, судом установлено, что со стороны администрации района и ЦРБ имеет место бездействие по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях, занимаемых указанным учреждением.

Бездействие ответчиков способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 19.12.2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального района Шигонский Самарской области и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» в области пожарной безопасности незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» в срок до 19.12.2012 года принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности и обеспечить проведение в здании детской терапии и стационара, расположенном по адресу: <адрес>,необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данного объекта в соответствие с действующим законодательством, а именно:

-произвести проверку качества огнезащиты сгораемых конструкций чердачных помещений;

-места пересечения инженерных коммуникаций (электрических кабелей и труб отопления) через противопожарные преграды (перекрытия в подвальных помещениях) заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

-обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны;

-люки выхода из помещений 2-го этажа в чердачное помещение выполнить противопожарными 2-го типа;

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                                                        А.А.Объедков