решением от 08.12.2011 года удовлетворен иск прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года                                                                                      с.Шигоны          

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянский А.Ю.,

с участием заместителя прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-573 по иску заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Шигонская центральная районная больница» и Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности,

Установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Администрации муниципального района Шигонский (далее - администрация района) и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» (далее - МУЗ, ЦРБ) о признании бездействия в области пожарной безопасности незаконным и обязании принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности и обеспечить проведение на объекте МУЗ «Шигонская центральная районная больница» - здании автогаража, расположенном по адресу: <адрес>, необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данного объекта в соответствие с действующим законодательством, а именно:

-здание и помещения оборудовать установкой автоматической пожарной сигнализации;

-помещения оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

-пожарные шкафы изготовить из листовой стали, любой марки толщиной 1,0.. . 1,5 мм.;

-электрические светильники оборудовать плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;

-соединения жил электропроводов выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов;

-устранить эксплуатация отдельных участков электропроводки, проложенных по сгораемому материалу (административно-бытовые помещения).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что прокуратурой Шигонского района совместно с ОНД проведена проверка требований нормативных документов по пожарной безопасности на указанном объекте ЦРБ, расположенном в <адрес>, здание автогаража. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, наличие которых ущемляют права на защиту жизни, здоровья граждан и имущества в случае пожара. Ответчики (администрация района - как собственник имущества и исполнительный орган местного самоуправления, а ЦРБ - как владелец имущества на праве оперативного управления) обязаны соблюдать нормы пожарной безопасности в МУЗ «Шигонская ЦРБ». Бездействие ответчиков способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца зам.прокурора Шигонского района Лебедев Г.Н. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель соответчика администрации района по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что для устранения указанных в иске нарушений норм пожарной безопасности необходимы значительные денежные средства, которые в бюджете муниципального района Шигонский на 2011-2012 годы не заложены. При этом бюджет района является высокодотационным. Наличие указанных нарушений и обязанность их устранения администрацией района как учредителем ЦРБ и собственником здания не оспаривает. Кроме того, просила учесть, что для устранения всех нарушений потребуется период более 1 года, поскольку нужно составить проектно-сметную документацию, изыскать источники финансирования работ и выполнить их.

Представитель соответчика ЦРБ Суханов А.Г. в судебном заседании иск не признал, дал аналогичные Логиновой Н.В. пояснения, дополнив, что у ЦРБ не имеется собственных денежных средств для устранения выявленных нарушений норм пожарной безопасности.

Представитель третьего лица ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержании иска, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных уточненных исковых требований.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, регулируются нормами Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 37 указанного Федерального Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 указанного Федерального закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии со ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся:

1) формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;

2) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из обозреваемого в ходе судебного разбирательства Устава муниципального района Шигонский, принятого Решением Собрания Представителей района № 168 от 04.06.2008 года, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, структурным подразделением которого является комитет по управлению муниципальным имуществом (п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 36). Согласно п. 8 ст. 36 Устава администрация района для решения вопросов местного значения наделяется полномочиями, в частности: управляет и распоряжается собственностью района; разрабатывает проект решения о бюджете района, осуществляет исполнение бюджета района.

Судом из материалов дела, в том числе выписки из реестра муниципального имущества муниципального района Шигонский от 08.12.2011 года, установлено, что нежилое здание автогаража, расположенное в <адрес>, находится в собственности муниципального района Шигонский.

В соответствии с договором от 01.01.2007 года данное здание передано в оперативное управление ЦРБ.

Из Устава ЦРБ усматривается, что данное учреждение является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, вправе заниматься хозрасчетной деятельностью. Учредителем МУЗ является муниципальное образование муниципальный район Шигонский (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом).

Согласно разделу III Устава, договору о передаче имущества в оперативное управление ЦРБ имущество, закрепленное за ЦРБ на праве оперативного управления, является муниципальным собственностью. При осуществлении оперативного управления имуществом МУЗ обязано производить текущий и капитальный ремонт указанного имущества.

Уставом ЦРБ также предусмотрено финансирование деятельности учреждения, в частности, за счет средств бюджета.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оба ответчика (администрация района - как собственник имущества, учредитель ЦРБ и исполнительный орган местного самоуправления, а ЦРБ - как владелец имущества на праве оперативного управления) обязаны соблюдать нормы пожарной безопасности при эксплуатации указанного выше здания.

Судом из письма ОНД городских округов Сызрань, Октябрьск, и муниципальных районов Сызранский, Шигонский от 11.11.2011 года в адрес прокурора Шигонского района установлено, что в ходе проверки объекта МУЗ - здания автогаража, расположенного по адресу: <адрес>, ОНД были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- В нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 4 табл. 3 п. 38 НПБ 110-03 здание и помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации;

- В нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 20 табл. 1, 2 НПБ 104-03 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

- В нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 4.4 пожарные шкафы не изготовлены из листовой стали, любой марки толщиной 1,0.. . 1,5 мм;

- В нарушение ППБ 01-03 п. 60 светильники не оборудованы плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;

- В нарушение п. 40 ППБ 01-03 не демонтированы глухие металлические решетки, установленные на оконных проемах;

- В нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 2.1.21 ПУЭ соединения жил электропроводов не выполнены при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов;

- В нарушение п. 3 ППБ 01-03 п. 2.1.20 ПУЭ допущена эксплуатация отдельных участков электропроводки, проложенных по сгораемому материалу (административно - бытовые помещения).

Указанные выше нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности посягают на предусмотренные ст. 34 Федерального Закона «О пожарной безопасности» права граждан на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Судом установлено, что выявленные нарушения являлись объектом проверок, проводимых ОНД, обязанность их устранения доводилась до сведения учреждения, однако они не устраняются длительный период времени.

Приведенные ответчиками доводы о недостаточности средств не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по соблюдению требований законодательства в области пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения не ставится в зависимость от наличия денежных и иных средств и ресурсов. Источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения суда, ответчики вправе выбирать самостоятельно.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

При этом часть указанных выше нарушений может быть устранена МУЗ самостоятельно, поскольку значительных средств для этого не требуется.

Таким образом, судом установлено, что со стороны администрации района и ЦРБ имеет место бездействие по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях, занимаемых указанным учреждением.

Бездействие ответчиков способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 01.01.2013 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального района Шигонский Самарской области и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» в области пожарной безопасности незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области и МУЗ «Шигонская центральная районная больница» в срок до 01.01.2013 года принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности и обеспечить проведение в здании автогаража, расположенном по адресу: <адрес>, необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния данного объекта в соответствие с действующим законодательством, а именно:

-здание и помещения оборудовать установкой автоматической пожарной сигнализации;

-помещения оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

-пожарные шкафы изготовить из листовой стали, любой марки толщиной 1,0.. . 1,5 мм.;

-электрические светильники оборудовать плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;

-соединения жил электропроводов выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов;

-устранить эксплуатация отдельных участков электропроводки, проложенных по сгораемому материалу (административно-бытовые помещения).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                                                        А.Ю.Полянский