РЕШЕНИЕ 27 сентября 2011 года с.Шигоны Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Объедкова А.А., с участием адвоката Лаврентьевой Т.А., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-415/11 по иску Петровой Л.Г. к ИП Семенушкину Д.Н. о защите прав потребителей, у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с иском к ИП Семенушкину Д.Н. (уточненным в ходе судебного разбирательства) в порядке защиты прав потребителей, в котором просил принять отказ от исполнения договора купли-продажи кухонного гарнитура который был оплачен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был доставлен истцу и взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей уплаченные за товар ненадлежащего качества, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, судебные расходы на проведение экспертизы <данные изъяты> рублей, расходы на услуги адвоката в сумме <данные изъяты> рублей. В обосновании заявленных требований истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ она оплатила <данные изъяты> рублей за кухонный гарнитур «Габриэлла» заказанный истцом у ответчика по согласованному эскизу и размеру. 20.102010 года ответчиком кухонный гарнитур был доставлен истцу. При осмотре деталей гарнитура были обнаружены трещины, отслоения облицовочного материала, инородные вкрапления, повреждение угла, отслоение облицовочного материала и торцевой части. В связи, с чем истец неоднократно обращался к ответчику по поводу некачественного товара. ДД.ММ.ГГГГ направила претензию ответчику ИП Семенушкину Д.Н.Вследствие нарушений ответчиком условий договора истцу причинен моральный вред. В судебном заседании истец Петрова Л.Г. и ее представитель адвокат Лаврентьева Т.А. исковые требования поддержали в полном объеме, дополнив, что доказательств размер компенсации морального вреда истцом определен исходя из перенесенных нравственных и физических страданий в связи, невозможностью продолжить ремонт и реконструкцию дома. Ответчик ИП Семенушкин Д.Н. с иском не согласился и пояснил, что мебель сделана согласно размеров и эскиза заказчика. Кухонный гарнитур соответствует требованиям качества. Возможно имеющиеся повреждения образовались в результате неправильного хранения во влажном помещении. С проведенной экспертизой не согласен, так как исследовалась мебель в разборном виде, когда необходимо собрать гарнитур. Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Ярцева Т.В. исковые требования Петровой Л.Г. просила удовлетворить. Эксперт Филина Т.В. допрошенная в суде подтвердила факт проведения экспертизы, соответствия качества кухонного гарнитура у Петровой Л.Г. и ее выводов. Пояснила, что кухонный гарнитур находится в не собранном виде в закрытом проветриваемом помещении в жилом доме. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.503 ГК РФ1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт2статьи475). безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. 3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. 4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор. 5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. (п. 5 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) 6. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. 7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) В соответствие со ст.23. Закона РФ «О защите прав потребителей» 1. За нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Судом установлено, что 07.11.2010 года между истцом и ИП Семенушкиным. Д.Н. заключен договор купли-продажи кухонного гарнитур «Габриэлла» истец оплатил товар <данные изъяты> рублей. Ответчик 20.10.2010 года доставил гарнитур истцу. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. При осмотре истцом были обнаружены указанные дефекты. 15 января 2011 года Петрова Л.Г. направила ответчику письменную претензию по поводу некачественного товара. Однако ответчик не устранил обнаруженные недостатки. Петрова провела экспертизу которая пришла к заключению, что гарнитур имеет трещины, отслоения облицовочного материала, инородные вкрапления, повреждение угла, отслоение облицовочного материала и торцевой части ИП Семенушкин Д.Н. не представил доказательств обстоятельств, освобождающих его от ответственности за нарушение поставки товара ненадлежащего качества. Доводы о том, что истец содержал кухонный гарнитур в сыром помещении и иным образом повредил товар не нашли своего подтверждения в судебном заседании. По делу проведена экспертиза которая пришла к выводу, что детали кухонного гарнитура имеют дефекты производственного характера. /л.д.71-76/ Доводы ответчика о том, что гарнитур осмотрен экспертом в разборном виде не имею значение по делу так как осмотренные экспертом детали являются составными частями гарнитура и не соответствуют требованиям качества продукции. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым принять отказ истца от исполнения договора купли- продажи кухонного гарнитура «Габриэлла», заключенного 07.11.2010 года с ИП Семенушкина Д.Н.. и взыскать с ответчика в пользу Петровой Л.Г. уплаченные по договору денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. С ответчика в пользу истца надлежит взыскать неустойку за просрочку выполнения требований потребителя за период с 01 января 2011 года по 24 мая 2011 года (день обращения истца в суд). Сумма неустойки составляет <данные изъяты> (1 % стоимости гарнитура 131 дней просрочки Х <данные изъяты> рублей). Поскольку подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд считает необходимым в соответствии со ст.333 ГПК РФ снизить ее размер до <данные изъяты> рублей. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Исходя из степени вины ответчика, обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий истицы, а также требований разумности и справедливости суд считает необходимым требования истицы в этой части удовлетворить частично и взыскать с ответчика моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. В силу ст.100 ГПК РФ с ИП Семенушкина Д.Н. в пользу истца надлежит взыскать понесенные расходы по оплате услуг представителя ( адвоката Лаврентьевой Т.А.) исходя из принципа разумности в сумме <данные изъяты> рублей, которые подтверждены кассовым чеком ( л.д. 122). В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход государства государственную пошлину, пропорционально удовлетворенным требованиям, поскольку истец законом освобожден от ее уплаты - <данные изъяты> рублей за удовлетворение требований неимущественного характера и <данные изъяты> рублей за удовлетворение требований имущественного характера. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя ( п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей). Суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование (п.29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Петровой Л.Г. удовлетворить частично. Принять отказ истца от исполнения договора купли- продажи кухонного гарнитура «Габриэлла», заключенного 07.11.2010 года с ИП Семенушкиным Д.Н... Кухонный гарнитур возвратить ИП Семенушкину Д.Н.. Взыскать с ИП Семенушкина Д.Н. в пользу Петровой Л.Г.: - уплаченные по договору денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей за товар ненадлежащего качества; - неустойку за поставку товара ненадлежащего качества в сумме <данные изъяты> рублей, - расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, -расходы на уплату за проведение экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей - компенсацию морального вреда - <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей, -штраф за не удовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в сумме <данные изъяты> рублей. Госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей в остальной части иска - отказать. Решение изготовлено в окончательном виде 3 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд. Судья А.А. Объедков Штраф надлежит оплатить по следующим реквизитам: Управление Роспотребнадзора по Самарской области ИНН 6316098843 КПП 631601001 р/с 40101810200000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара БИК 043601001 л/с 04421788140 в УФК по Самарской области КБК 14111628000010000140 ОКАТО 36401000000
2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.